Вокруг света 1966-08, страница 62

Вокруг света 1966-08, страница 62

1

I дом этот я попал по воле случая. На Звезд-I ном бульваре пахло весной. Сюда навезли свежей земли и посадили молоденькие деревья. Дул ветер, разгоняя бензинную гарь, поэтому запах свежей земли был крепок, как в поле.

Вся стена в комнате увешана акварелями. Это были пейзажи, необычные и яркие: сосны в тревожно-красном освещении; застывшие синие березы; альпийский луг с бурлящим ручьем. И солнце, везде солнце — то сильный, пронизывающий луч, то рассеянная задумчивость света. Солнце было главным в акварелях.

Висел еще на стене портрет бородатого человека с немного печальными глазами, высоким лбом. Он сидел перед микроскопом. Лицо его казалось просветленным, его нельзя было отъединить от акварельных пейзажей, как будто этот портрет и они были одно целое.

На письменном столе стояла еще одна фотография с надписью: «Посылаю многоуважаемому Александру Леонидовичу Чижевскому свою фотографию в 75-летнем возрасте. 1934 г. 3 июля. Калуга, ул. Циолковского, дом 1. К. ЦИОЛКОВСКИЙ».

Я сидел в этой комнате и слушал рассказ об ученом, художнике и поэте. Рассказывала женщина. Она была женой этого человека и помощником в его сложной и трудной жизни.

Имя Александра Леонидовича Чижевского, большого советского ученого, широко известно в мире. Он был действительным и почетным членом и профессором тридцати академий наук, университетов и научных обществ Европы и Америки. Ученые всего света признают в нем основополож

ника космо- и гелиобиологии. Он... Впрочем, список его открытий и заслуг в науке, которой отдал он сорок девять лет, так велик и широк, что перечислить все не легко. Но у каждого большого ученого есть та одержимость одной, главной идеей, которая, раз возни гнув, освещает всю его жизнь. И тогда идет борьба за то, чтобы гипотеза стала истиной, а затем служила людям.

У Чижевского этим главным стала проблема «Солнце и человек». Ему было восемнадцать лет, когда он впервые высказал в печати мысль о влиянии периодических изменений солнечной активности на биологические процессы на Земле. Константин Эдуардович Циолковский сразу оценил всю глубину мысли молодого ученого и первый поддержал его. Потом, в 1924 году, когда вышла книга А. Л. Чижевского, обобщившая огромный труд, Константин Эдуардович написал на нее рецензию. И говорил он там, что молодой ученый пошел своим путем, «создавая, таким образом, новую сферу человеческих знаний».

Человек живет на Земле. Он спит и ест в своем жилище. Он работает в поле и цехе. Он поднимается в небо, он едет в вагоне скорого поезда. И где бы ни был человек, его окружает привычная среда: воздух и вода, свет, тепло и холод. Но не только.

В начале нашего века рамки пространства, окружающего нас, вдруг резко расширились. Мы узнали об электромагнитных волнах, о потоках частиц, несущих электрические заряды. В конечном счете вся Вселенная — наша среда. Вокруг нас бушуют невидимые геомагнитные бури. Потоки частиц врываются к нам из мирового пространства.

60

I