Вокруг света 1966-08, страница 59

Вокруг света 1966-08, страница 59

с выделяющимися на его фоне силуэтами каких-то труб распадалось на отдельные островки, слабело, его гасила наступающая от центра к периферии волна мрака, еще некоторое время тлели отдельные столбы света, потом и они исчезли, половодье ночи поглощало один пояс каменных ущелий за другим, наконец пропала последняя полоска света — и ни одна искорка больше не горела в мертвой тьме.

— Они знают о нас... — заговорил Химик.

— Возможно, — прервал его Доктор. — Но почему огни были только там? И... вы заметили, как они гасли? От центра.

Ему никто не ответил.

— На вездеходе нам туда не спуститься. Кто-нибудь должен остаться у машины, — сказал Координатор.

Химик и Доктор промолчали.

— Ну кто? — спросил Координатор

Снова никто не ответил.

— Значит, я, — решил он и взялся за руль.

Вездеход с зажженными фарами двигался по кромке стены. Через несколько сотен метров он остановился у ведущей вниз, огражденной каменными откосами лестницы с низкими и узкими ступеньками.

— Я останусь здесь, — сказал Координатор.

— Сколько у нас времени? — спросил Химик.

— Сейчас девять. Даю вам час. За это время вы должны вернуться. Возможно, вам будет трудно найти дорогу. Через сорок минут пущу ракету. Еще через десять минут — вторую, следующую — через пять минут. Постарайтесь в это время находиться на каком-нибудь возвышении, хотя зарево вы увидите и снизу. Теперь сверим часы

Тишину нарушал только шум ветра Воздух становился все холоднее

— Излучатель брать не стоит, в этой тесноте им все равно не воспользуешься, — Координатор невольно понижал голос. — Хватит электрожекторов, впрочем, речь идет о контакте. Но не любой ценой. Это ясно, правда?

Он сказал это Доктору. Тот кивнул. Координатор продолжал:

— Ночь не самое лучшее время. Может быть, вы только сориентируетесь на местности. Это было бы самым разумным. Мы ведь можем вернуться сюда. Старайтесь держаться вместе, защи

щать друг друга со спины и не лезть ни в какие закоулки.

— Как долго ты будешь ждать? — спросил Химик.

Координатор усмехнулся:

— До конца. А теперь идите.

Химик надел ремень электро-

жектора на шею, чтобы освободить руки, и фонариком осветил начало лестницы. Доктор уже спускался вниз. Вдруг наверху вспыхнули белые огни — Координатор освещал дорогу. Стали видны неровности каменной поверхности, увеличенные, залитые тенями. Химик и Доктор зашагали по длинному световому коридору. Через несколько десятков шагов они свернули в боковую улочку. Немного погодя погасло сероватое сияние, серебрившее верхушки стен, — Координатор выключил фары.

Шаги громко отдавались в тишине. Камень откликался ритмично, эхо улочки, зажатой плоскостями стен, было коротким и глухим. Доктор и Химик, не сговариваясь, подняли левые руки и шли дальше, касаясь стены. Она была холодной и гладкой, как стекло. Потом Доктор зажег фонарик.

Шли долго. Миновали улочки, перекрытые камнем, высокие и просторные, как галереи, проходили под сводами, под которыми висели какие-то бесформенные не то колокола, не то бочки, заглядывали в обширные пустые залы. В свете фонарей кружилась пыль, по бокам зияли входы склепов с душным застоявшимся воздухом.

Иногда им казалось, что они чувствуют чье-то присутствие. Тогда они гасили фонари и останавливались затаив дыхание. Что-то шуршало, шлепало, звук шагов разбивался бесформенным эхом, слабел, слышалось неясное бормотание, из колодцев, открывавшихся в каменных нишах, вместе с затхлыми испарениями доносился бесконечный стон.

Доктор и Химик шли дальше, им казалось, что во мраке снуют какие-то фигуры, один раз они заметили высунувшееся из бокового переулка бледное от света впалое личико, изрезанное морщинами, но, когда они подбежали к этому месту, там никого не было, только на камнях лежал лоскут золотистой тонкой фольги.

Доктор молчал. Он знал, что это путешествие, его опасность, больше — безумие, в таких условиях, ночью, целиком на его совести, что Координатор пошел на

риск, так как торопило время, а он упрямее всех добивался попыток установить контакт. Десятки раз Доктор повторял себе, что они дойдут только до следующего излома стен, до поперечной улицы и вернутся, и шел дальше.

Один раз до них донеслось шлепанье шагов, совсем близкое и отчетливое. Они побежали на звук, шлепанье резко ускорилось, улочку наполнил топот, его рваное эхо билось в тесных стенах, они неслись с зажженными фонарями, серый отсвет плыл над ними волнистым сводом, черные дыры боковых переулков проносились назад. Наконец они запыхались и прекратили бессмысленную гонку.

— Слушай, — а они нас не заманивают? — с трудом выдохнул Химик.

— Чушь! — сердито цыкнул Доктор.

Они стояли около высохшего каменного колодца, стены зияли черными провалами, в одном из них мелькнуло бледное приплюснутое личико, когда пятно света вернулось, отверстие было пустым

Они пошли дальше. О присутствии обитателей селения больше не нужно было догадываться, оно становилось невыносимым, чувствовалось повсюду. У Доктора даже появилась мысль, что лучше нападение, схватка в этом мраке, чем упорное, бессмысленное путешествие, которое никуда не вело. Он взглянул на часы. Прошло уже почти полчаса, скоро нужно будет возвращаться.

Химик опередил его на несколько шагов. Проходя мимо черневшего в изломе стены арочного входа, он машинально поднял фонарь. Свет скользнул по веренице стенных ниш и упал на съежившиеся застывшие голые спины.

— Они там! — крикнул он, инстинктивно отступая.

Доктор вошел внутрь. Химик светил сзади. Нагие фигуры, сбившись в кучу, жались к стене. В первый момент Доктору показалось, что они мертвые,— в полосе света заблестели скатывающиеся по спинам водянистые капли

— Эй! — сказал он тихо, чувствуя, что все это лишено даже крупицы смысла.

Где-то высоко снаружи раздался протяжный вибрирующий свист. В каменный свод ударился многоголосый стон. Ни одна скорчившаяся фигура не шевельнулась,

стр. 65 ►

57