Вокруг света 1966-10, страница 43кто бы ни нашел его, принадлежал тому, на чьей земле или в чьем доме он был обнаружен. Другая точка зрения предусматривала, что клад безраздельно принадлежит тому, кто его нашел. Пытаясь примирить оба взгляда, император Юстиниан установил, что половина клада должна принадлежать владельцу земли, а половина — тому, кто нашел его. В эпоху феодализма, когда верховным собственником земли стал король, он превратился и в потенциального собственника всех кладов, скрытых в ней Часть, приходящаяся в этом случае на долю нашедшего, регулировалась только щедростью короля или, наоборот, прискорбным отсутствием этого качества. Из драгоценных металлов король обычно брал себе только золото, серебро же великодушно жертвовал вассалам. Очевидно, как своего рода материальный стимул к дальнейшим поискам и находкам. В средние века проблема кладов была объектом острой полемики среди ученых-юристов. Большинство сходилось, однако, на том, что, если сокровище было обнаружено благодаря помощи доброго духа, нашедший имеет право оставить его у себя. Если же путь к кладу указал злой дух, ясно, что делалось это в обмен на какие-то богопротивные услуги Какие именно — надлежало расследовать со всей строгостью, на которую способна была та мнительная и жестокая эпоха. При малейшем подозрении дело передавалось в суд, а клад конфисковывался в пользу государства. Однако, наперекор закону и риску, кладоискатели все-таки нередко обращались к запретным приемам. Дело в том, что многие клады, согласно преданиям, считались заговоренными и не давались в руки, если человек не знал тайного ключа к ним. И тогда появились различные руководства к поискам клада, рукописи, зачастую не менее ценные, чем сами сокровища, которые предстояло найти с их помощью. В XVII веке даже несколько дукатов считались очень большими деньгами. Сколь же фантастична была сумма в 8 тысяч дукатов, которую заплатил в то время один человек, чтобы стать обладателем некоей редкой книги! Возможно, поступок этот станет нам понятней, если мы узнаем, что назывался этот фолиант: «КНИГА ЧУДЕС, НАПИСАННАЯ ДОКТОРОМ ИОГАНОМ ФАУСТОМ, ИЛИ ЧЕРНЫЙ ВОРОН, ИЛИ ТРОЙНАЯ СИЛА НАД АДОМ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОЙ Я МОГ ЗАСТАВИТЬ ДУХОВ ДОСТАВЛЯТЬ МНЕ ВСЕ, ЧЕГО Я ПОЖЕЛАЮ, БУДЬ ЭТО ЗОЛОТО И СЕРЕБРО, БОЛЬШИЕ ИЛИ МАЛЫЕ КЛАДЫ». Не следует удивляться наивной вере тех, через чьи руки проходила эта книга. И ад и духи существовали для счастливых обладателей этой книги не менее реально, чем для нас, скажем, двигатель внутреннего сгорания или синхрофазотрон. Вот почему именно в то время появлялись на свет такие документы, как приводимый ниже «Договор с дьяволом», составленный в 1676 году с соблюдением всех необходимых формальностей и даже заверенный нотариусом: «1. Люцифер, ты обязан доставить мне немедленно 100 000 фунтов зо лотом. 2. Ты обязан давать мне в первый четверг каждого месяца по 1000 фунтов. 3. Ты будешь вручать мне это золото в форме монет, имеющих хождение, чтобы не только я, но и те, кому я дам их, могли пользоваться им». Далее следовало еще 25 пунктов, самым скрупулезным образом перечислявших обязательства обеих договаривающихся сторон. Один из параграфов касался вопроса о кладах: «Если мне понадобится значительная сумма вне зависимости от цели, ты должен будешь сообщить мне тайну спрятанного сокровища. Я не должен буду доставать его сам, где бы оно ни было спрятано и зарыто, ты сам должен будешь вручить его мне в руки». Договор этот стал известен только потому, что попал в руки инквизиции. Следом за ним в те же руки попал, очевидно, и тот, кто пошел на оказавшуюся столь рискованной сделку с дьяволом. Как известно, святая инквизиция и за меньшие дела отправляла людей на костер. Нередко клады, для того чтобы никто, кроме владельца, не мог открыть их, зарывали в яме, подложив под него человеческую голову или даже несколько голов. Обычно так на Руси разбойники прятали свои сокровища. В этом случае считалось, что призраки убитых будут охранять зарытое. Для 7 июля 1730 года пират Ла Бюз швырнул с эшафота в толпу этот листок, исписанный таинственными знаками: — Мои сокровища тому, кто прочтет! * 1 г k t>4 UA<1 кл*Агьикпшй*ъ VBTh у* ь V 2Uf*L<rVfkVhJ о 4 I Ut bVBlvy&klVLU*nrblLA*7$!U4Ct0kr£ iji lBbCtLiLH<vrbL&*vk7U&Vk*4lk0?WjQ p W а A V* Г й L ft J VJ В I Uk С J п к Г у Й V & V*?4 V ? fc f?4 ZLA VHt hlkAtCk VhU\f*lv4 fClii " t rte 7 0C tj< v Г # м v Vflr 0 vjtff 0 V Si У&44 If Щ * ** « У ? 13 ri 4 о * v n I» гг n в t i t * /?«k 04 в с к v< гешЩ hG СО 1 в <* Г С J & ГЬПВУЬ ®Jkl V* ПГ4г t-Llkfu К Ж Г 11 г <&ff8Vk B4UL044JkLkf9rfi ' - г mi 1Ы 7 л U 4 <f Q ПП4ПиПГЧШГ4**2 ПЧФ* I у у ЫI J .у Щ £ ld*Virkl * « 1РШП4Г? £ ыш hk I 4 Г У к vr I* Копия текста, хранящаяся во французской Национальной библиотеке. 41 |