Вокруг света 1966-12, страница 48

Вокруг света 1966-12, страница 48

таком разборе болезни. Молча, замерев, слушали студенты, а профессор продолжал:

— Смотрите внимательнее, друзья, это редкая практика...

После этих слов его не стало. Даже своей смертью он продолжал учить, воспитывать и волю и мужество — непременные качества врача...

ГОРОД НА МОСТУ

Много лет назад через бурную реку Яеретву построили мост. Вскоре по обеим сторонам реки засверкали на солнце белые домики. Соединенные мостом, они образовали город Мо-стар.

«Свет, — говорит в одной из своих книг писатель Иво Андрич, — здесь какой-то особенный, чрезвычайный по силе и качеству. Я всегда думал, что этот свет рождает в человеке любовь к жизни, храбрость и доброту, ощущение мира и жажду творческого труда».

За многие сотни лет жизни города его жители в полной мере обнаруживали и доброту и храбрость На окраине Мостара есть памятник. Издалека он похож на срезанные молнией деревья. Деревья — это люди, а молния — жало минувшей войны, которая унесла много жизней из этого городка. Большинство моетарцев в годы войны ушло в партизаны, и когда в горах приходилось трудно, они возвращались в город, .и тот скрывал своих сынов. Однажды в неравной схватке был разбит партизанский батальон. Партизаны горными тропами просочились в город. Он был уже в ру-ках четников и итальянских фашистов, но партизаны полтора месяца прожили в маленьком городке, и никто их не выдал. Предателей в Мо-старе не нашлось.

Где бы ни погиб мостарец, прах его переносили в Мостар и хоронили в братской могиле. Сколько их видели мы на дорогах Югославии. Миллион двести тысяч человек погибло в маленькой стране за годы войны. Нередко в одной могиле лежат и русские, и югославы, и эти братские могилы скрепляют дружбу живых.

Мостар зеленеет. Балконы и веранды, обращенные к Неретве, усыпаны бледно-голубыми гроздьями глициний, и в пене цветов мелькают загорелые руки хозяев.

Здесь в каждой семье были партизаны, и естественно, на каждом шагу видишь реликвии партизанской войны. Есть здесь портрет партизана Голубча, известного в этих местах не меньше, чем Олеко Дундич. Каждый день он выходил на связь, и появлялся в городе, и все же был неуловим для врагов. «Ты нерасчетлив, друг, — говорили ему партизаны. — Ты лучше бы взял с собой пистолет, а не букет цветов».

Но Голубч посмеивался — в букете была спрятана противотанковая граната: «Если меня тронут, я устрою фейерверк на весь Мостар!»

Город уже залечил раны: вместо взорванных домов построены новые, улицы залиты асфальтом.

А вокруг зеленого города — серые хмурые скалы. Всю растительность вытоптали козы: пришлось теперь наложить на копыта строжайший запрет, и пушок первой зелени уже появился на землистых щеках ущелий.

стран, которые плыли по Адриатике на шхуне и оказались участниками невероятных приключений.

Сараево, столица республики Боснии и Герцеговины. Старая, восточная его часть, — это похожие на ракеты башни минаретов, маленькие домики, один на другом- ползущие (в .гору, пестрый и горластый рынок. И гл'авная достопримечательность — лавки мастеров чеканки и 'филиграни. Вот уж .где раздолье для туристов! Стоит заглянуть в глубь лавок, умело освещенных люминесцентными лампами, — и почудится,

46

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Босния и Герцеговина в 13-14 века

Близкие к этой страницы