Вокруг света 1967-05, страница 30

Вокруг света 1967-05, страница 30

НА МЕРИДИАНАХ РОДИНЫ

МОСТ РАЗВОДИТ САМА

РЕКА. Такой мост построен на реке Венте в Латвии. Конструк-торы применили специальное гидробалластное устройство, состоящее из нескольких цистерн. Когда к мосту приближается судно, насосы нагнетают в цистерны воду. Балласт срабатывает, и крылья моста поднимаются вверх.

ЛЕС ПЕРЕЕХАЛ на берег Каратамарского водохранилища, созданного два года назад в районе города Рудного. Две тысячи сосен-новоселов, перевезенных на недавно пустынный берег из Аракарагайского лесничества, оживят местный пейзаж, насытят воздух озоном. В будущем здесь намечено построить дом отдыха для горняков.

НОВЫЙ ГОРОД ЗАЛОЖЕН НА ГРАНИЦЕ ПОЛЯРНОГО КРУГА, в шестистах километрах к северу от Мирного. В городе будет 50 тысяч жителей. Геологи открыли здесь уникальную алмазную провинцию и назвали ее «Удачная». Уже начато строительство горно-обогатительного комбината.

БАРХАТНЫЙ МРАМОР — так называют черный мрамор с прослойками кроваво-красного

цвета — обнаружен в степи близ Целинограда. Такой мрамор на территории Казахстана найден впервые.

РАДОНОВЫЙ ИСТОЧНИК

открыт недалеко от города По-лонное в Хмельницкой области. Минеральная вода источника по своим качествам превосходит цхалтубскую.

ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР создан в лесу на Старожитомирской дороге под Киевом. К услугам туристов мотель, кемпинг, гостиница, дачный городок. Около тысячи туристов из 52 стран мира уже заказали места в новом кемпинге.

20-КИЛОМЕТРОВАЯ МАГИСТРАЛЬ соединит самый молодой в Азербайджане Наримановский морской нефтепромысел с материком. От берегов Каспия тянется песчаная дамба, а навстречу ей от искусственного металлического островка идет стальная эстакада. Скоро строительство новой трассы будет завершено.

шину, а тем более обменять на новую было негде.

Покинуть город оказалось нелегко; на это ушло три дня, и есть основания полагать, что именно тогда Николай Кузнецов и его друзья уничтожили (видимо, при попытке задержать разведчиков) двух сотрудников гестапо. Во всяком случае, фашистские эксперты-криминалисты определили, что пистолетные гильзы калибра 7,65 миллиметра, найденные возле убитых гестаповцев, идентичны двум гильзам, обнаруженным у трупов Бауэра и Шнайдера.

Известен и инцидент, который произошел с разведчиками 12 февраля в восемнадцати километрах -от Львова, у села Куровицы, возле шлагбаума.

Здесь серый «фиат» был остановлен постом полевой жандармерии. Майор, начальник поста, долго изучал удостоверение гаупт-мана Зиберта, и Николай Иванович интуитивно почувствовал надвигающуюся опасность.

— Странно, очень странно, — пробурчал начальник поста.

— В чем дело, господин майор?—спросил Зиберт.

— На вашем предписании нет отметки львовской комендатуры о выезде

Майор был прав: такой отметки не было и не могло быть. Кузнецов понял, что нужно действовать немедленно: даже если жандарм и не заподозрил гауптмана в недавнем убийстве Бауэра и Шнайдера, он все равно обязательно задержит его и передаст в комендатуру как дезертира или паникера, самовольно покинувшего город. Все это Николай Иванович сообразил за долю секунды... А солдаты, не обратив внимания, что их командир что-то уж слишком долго разговаривает с каким-то пехотным гауптманом, подняли полосатое плечо шлагбаума, чтобы пропустить встречную машину.

Уже в следующую долю секунды Кузнецов в упор выстрелил в злосчастного майора, Каминский автоматной очередью уложил на месте трех жандармов, а Белов до отказа нажал на педаль газа... Но вслед беглецам загремели выстрелы: оставшиеся в живых жандармы исправляли свою оплошность. Несколько пуль ударили в заднее колесо. «Фиат» осел и, едва не перевернувшись, нырнул в кювет.

— Бросай машину! — скомандовал Кузнецов. — Уходим в лес!

Несколько дней Кузнецов, Каминский и Белов бродили по Га-

новичевскому лесу, надеясь встретить разведчиков отряда, и в конце концов действительно соединились с партизанами из группы Крутикова во главе с Василием Дроздовым и Приступой. Встреча была радостной, -но Дроздов и Приступа тоже не имели связи с основными силами отряда.

Николай Иванович рассказал товарищам обо всем, что с ним произошло за последнее время. Он, «правда, не знал, кого он застрелил в Куровицах, но нам теперь это известно из рапорта, обнаруженного в делах гестапо. Там же находилось и донесение об автомобиле, найденном на шоссе: «С этой автомашины, — сообщалось в рапорте, — 12.2.44 в Куровицах был убит майор полевой жандармерии Кантер. Стрелявшие скрылись».

Дроздов и Приступа уговаривали Николая Ивановича остаться в их группе, но Кузнецов отказался. Он не хотел больше ждать и решил самостоятельно вместе с Каминским и Беловым пробиваться навстречу наступающей Красной Армии. Все же они отдохнули несколько дней. Вероятно, тогда Кузнецов и написал рапорт одному из руководителей советской военной разведки в Москву, в котором подробно докладывал о всех своих делах, совершенных в тылу врага. Конверт с указанием передать, не вскрывая, командованию Красной Армии Кузнецов положил в 'верхний карман мундира

Настоящий разведчик, Кузнецов предусмотрел все, в том числе и возможную смерть от пули советского солдата, который не мог знать, что человек в ненавистном фашистском мундире на самом деле воин той же самой великой страны. Николай Иванович рассудил, что если даже и придется ему погибнуть такой горькой смертью, то рапорт все же придет по назначению.

Несколько дней Кузнецов, Каминский и Белов бродили по лесам, пытаясь приблизиться к линии фронта. В первых числах марта они вышли к одному селу...

Здесь в мгновенном жестоком бою они и погибли, натолкнувшись на группу националистов, переодетых в красноармейскую форму...

...Через неделю видный представитель украинских буржуазных националистов встретился с одним из начальников полиции безопасности по Галицийскому округу. Бандеровец сообщил гестаповцу, что его люди арестовали трех

28