Вокруг света 1967-05, страница 33

Вокруг света 1967-05, страница 33

ИЗ ПОЧТЫ «КЛУБА 3-М

ТУИ ШАЛИЛИ С ОСТРОВОВ ТОНГА

Это водяной знак марок островов Тонга в Тихом океане. Он изображает гигантскую сухопутную черепаху. Тортилла Южных морей неуклонно появлялась на марках Тонга, хотя там такие животные никогда не водились. Мало того, черепаха эта не вообще черепаха, а вполне конкретная, имеющая свое имя, довольно пышное и похожее на титул.

Черепаху эту зовут Туи Мали^ ли, что значит «равная вождю племени». Вернее звали, ибо она умерла несколько лет назад в саду королевского дворца Нукулао-фа, в столице островов Тонга. А легенда гласит, что жила эта черепаха на острове около... двухсот лет.

В 1777 году к островам Тонга подошли корабли Джеймса Кука. Местные жители встретили его очень радушно. Кук, запасшись провизией и пресной водой, преподнес в благодарность королю Тонга гигантскую черепаху, которую он привез с какого-то затерянного острова. Жителям Тонга чрезвычайно' понравилось это дотоле неведомое медлительное и спокойное животное, которое стало даже своеобразным символом островов.

Так и появилась Туи Малили на почтовых миниатюрах Тонга.

К. ПАНИН, Владивосток

ФИЛАТЕЛИСТ ИЗ КРИМИНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ

В июне 1892 года в своей парижской квартире был убит некий Га-стон Леру. Следователь из криминальной полиции, разбирая это дело, довольно быстро зашел в тупик: он никак не мог выяснить мотивы преступления. Ограбление? Но после смерти Леру все деньги, вещи и драгоценности^ которых было немало у него, остались на своих местах. Самоубийство? Но экспертиза показала, что Леру задушили.

Снова и снова следователь обыскивает квартиру — и безрезультатно. И лишь случайно в потайном ^отделении книжного шкафа он увидел альбом почтовых марок с полной описью коллекции — Гастон Леру был страстным филателистом. Следователь был тоже немного знаком с марками. Основательно изучив опись коллекции, следователь обнаружил, что в альбоме отсутствует единственный в мире экземпляр первой негашеной двухцентовой марки, выпущенной в 1851 году на Гавайских островах, — самой ценной марки коллекции.

Следователь бросился наводить справки у всех парижских марочных торговцев — никому эту марку еще не предлагали. Кто же из парижских филателистов мог быть заинтересован в приобретении «Гавайев», несмотря на фантастическую стоимость марки—10 тысяч золотых франков? Почти все, с кем беседовал следователь, называли Гектора Жиру, богатого коммерсанта.

Неужели Жиру—убийца? Добропорядочный, респектабельный буржуа душит человека за вечерней чашкой кофе и стаканчиком доброго бургундского ради марки, которую хозяин отказывается продать? Невозможно... Кроме того, Леру и Жиру слыли добрыми друзьями. И все-таки следователь решил проверить «версию Жиру». Он знакомится с ним. Он — провинциальный коллекционер и приехал в Париж специально для того, чтобы увидеть знаменитого мсье Жиру и почтительно просить его поделиться с ним секретами филателии. Мэтр Жиру был польщен. Вскоре скромный провинциал и блестящий парижанин стали неразлучными друзьями.

...Однажды осенним вечером почтительный «ученик» завел разговор о различных филателистических редкостях и упомянул о первой марке Гавайских Фстровов. С жаром провинциала он стал утверждать, что в каталогах допущена ошибка и негашеного экземпляра вообще не существует. Жиру возражал. «Ученик» настаивал. Жиру достал альбом с заветной маркой. «Ученик» был поражен. А как давно эта марка у мсье Жиру? Наверное, мсье Жиру выложил за нее баснословную сумму? А может быть, как это ни трудно предположить, мсье Жиру нагло обманули и вручили тонкую подделку?

Страшно возбужденный, мсье Жиру тут же доказал подлинность марки. А затем сказал, что купил ее несколько лет назад. «Впрочем, вы все равно не поверите, — добавил он. — Як вашим услугам. Да, Леру не хотел продать марку, и я задушил его...»

Говорят, на суд собрался «весь Париж» — мсье Жиру был любимцем «высшего общества». Перед тем как выслушать смертный приговор, он сказал: — Я догадывался, кто он на самом деле мой ученик. Но не мог не похвастать, что единственный в мире экземпляр негашеных «Гавайев» у меня.

Его защищал один из лучших адвокатов Парижа. Он говорил о том, что его подзащитный задушил мсье Леру в припадке умоисступления и потом искренне лил слезы над могилой друга, что обвиняемый — примерный семьянин, очень любит комнатных собачек, всегда честно ведет свои дела и вообще один из уважаемых членов общества...

Дамы лили слезы, и, наверное, никому не пришло в голову, что Гектор Жиру никогда не был настоящим собирателем. Просто бизнесмен от филателии ради наживы оказался способным на все...

В. ПРИТУЛА, Москва

Hawaiian] Postage

31

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Как сделать альбом для коллекции значков?

Близкие к этой страницы