Вокруг света 1967-10, страница 77

Вокруг света 1967-10, страница 77

себя не за того, кто ты есть в действительности. Мы шли на задание как отряд бандеров-цев. Установили связь с националистами, и они нас, как своих, от села к селу по цепочке передавали, с проводниками.

Однажды приходим в одно село — там бандиты пьянствуют. Их видимо-невидимо, а нас всего 21 человек. Принимают хорошо, меня возле атамана усаживают. А у нас в отряде «сухой закон» был. Спиртного ни-ни. Делаю вид, что пью, а сам только прикладываюсь к стакану... И вдруг... Я потом называл эту минуту «музыкальный момент номер один». Одному нашему бойцу потребовалось спросить что-то у меня. Он подходит и как выпалит: «Товарищ лейтенант, разрешите обратиться!»

Я так и обмер. Хорошо, все пьяные вокруг были, а то бы не выкрутиться.

А потом все же попались. Не знали мы тогда, что среди нас был бандеровский агент по кличке «Корень». Уж когда мы ушли в рейс, Александр Александрович получил кое-какие документы, где этот Корень был сфотографирован в банде-ровской форме, с «трезубцем»

на фуражке. Но сообщить нам об этом уже было невозможно. Видно, этот гад улучил-таки момент и дал знать бандеров-цам, кто мы на самом деле.

Приходим мы в село Реми-зовское 12 января 1944 года, часов в десять вечера. И — ,хоп! — окружают нас со всех четырех сторон. Луна полная, а мы на снегу как на ладони под пулеметами. Хлопцы говорят: будем драться. А как драться? Выходит унтер-офицер в немецкой форме и говорит: «Предлагаю сдаваться. Если вы националисты, вернем оружие и не тронем. На обдумывание десять минут».

Десять минут время не малое. Мы обо всем успели между собой договориться. Точно в срок снова унтер выходит. Я взял автомат, поднял и говорю: «Я командир, буду первым сдавать оружие. Куда складывать?»

Ну и усыпил их внимание. Подошел ближе и сразу — гранату! И из автомата очередь. И хлопцы гранатами ударили. Прорвались...

Вышли за село, глядим — нет троих: Шевченко, Корня и Величко. А у нас закон был, у медведевцев: убитых на поле не оставлять. Вернулись. Ан

дрея Величко тело нашли — враги его уже мертвого изуродовали: глаза выкололи, все тело штыками искололи. А Шевченко лежал возле пулемета еще живой. Стали его перевязывать, он прошептал: «Ростов, мама, Невская, 16». И умер.

Корня не нашли, не знали мы тогда, что он перебежал.

Сумели увести бандеровских лошадей, подводы с награбленным имуществом. У меня жена мастерица стряпать, но такого вкусного блюда, что довелось мне испробовать после того боя, я в жизни не едал. Там был мешок с пшеном, мешок с мукой и мешок с конфетами-подушечками. Мы в горсть зачерпывали муки, пшена, конфет — и ели. Голодные были.

Вот так и шли. Почти в каждом селе бой выдерживали. И — прорывались. Дошли все же до Гуты, и Пастухова с Ко-беляцким во Львов отправили, ну, а какие дела они там делали, вы уже знаете...

Боевые друзья, собравшиеся в нашей «кают-компании», расстаются. Расстаются, чтобы встретиться вновь. Ведь дружба, рождённая в бою, не умирает.

Записал Т. ГЛАДКОВ

НА МЕРИДИАНАХ РОДИНЫ

РЕКА, НЕСУЩАЯ ЗОЛОТО, — ЗАРАФШАН, так

назван один из самых молодых узбекских городов.

О городе, поднявшемся среди каменистой пустыни Кызылкум, без бараков и времянок — и всего за два года! — можно говорить возник. Возник на колоссальном, открытом геологами месторождении золота — Мурунгау. На площадке Бейсапан уже поднимается горно-обогатительная фабрика...

С возникновением Зарафшана, с его жизнью связан и один из самых дерзких проектов водоснабжения города. Колоссальный трубовоД пересечет пустыню, и вода Аму-Дарьи, пройдя 300 километров сквозь пески, придет в Зарафшан. Причем воде придется на всем протяжении идти вверх. Для этого в семи местах пустынной трассы ее будут встречать и перегонять семь мощных насосных станций. Река, заключенная в трубы, оросит по пути полмиллиона гектаров пустыни. «Сто километров трассы к 50-летию Октября» — девиз ее строителей.

НА БЕРЕГУ ВЫРТСЪЯРВА, одного из живописных эстонских озер, несут вахту защитники и исследователи живой природы. Ученые решают сложную проблему регулирования биологической жизни озера. Вот только небольшая часть вопросов, которые изучаются на озере Выртсъярв: выращивание кормовых культур для рыб, прогнозирование уловов, исследование донного ила...

Тысячелетиями реки приносили в озера вещества, вымытые из почв. На дне озер образовывались плотные слои ила, богатого микроэлементами и органическими веществами. Его можно вывозить на поля как удобрение, подбавлять в корм скоту. Опыты показали, что ил укрепляет сопротивляемость животных заболеваниям, увеличивает привесы...

По подсчетам эстонского исследователя Хенна Хабермана, озера Эстонии могут дать десятки тысяч тонн ценного ила.

БОЛЬШАЯ ПОБЕДА была завоевана тирасполь-цами 45 лет назад — в городе была построена электростанция мощностью 130 киловатт. Об этом тираспольцы сообщали в телеграмме Владимиру Ильичу.

Сегодня в Молдавии, там, где воды Днестра, впадая в Черное море, образуют Кучурганский лиман, растет новая ГРЭС. Мощность ее 1 миллион 200 тысяч киловатт. Ток Молдавской ГРЭС пойдет на предприятия республики, в ее города и колхозы. Линии электропередачи пересекут знойные поля Одессщины, шагнут через Прут в дружественные социалистические страны.

Идут к берегам Кучурганского лимана вагоны с оборудованием из Ленинграда, Харькова, Таганрога, Чебоксар, Запорожья.

73