Вокруг света 1967-11, страница 65

Вокруг света 1967-11, страница 65

— Я был слепой — теперь вижу. Я был глухой — теперь слышу. Я был глупый — теперь умный стал. Теперь я поеду по селениям и буду расчищать широкую дорогу правде, — сказал он мне шепотом.

Комэ повел меня в коридор и, усадив на диван, стал рассказывать про кочевых чукчей, которые живут в горах со стадами оленей.

— Они живут, — шептал он, — совсем слепыми. Они ничего не знают, что делается у нас на берегу. Они живут там как олени: только едят да бегают. Они верят только шаманам. Ты думаешь, почему у нас в школе нет ни одного ученика из кочевий? Потому что там сильные шаманы. Вот я туда и поеду расчищать дорогу правде...

Приехав в 1951 году на Чукотку, я узнавал и не узнавал ставшие родными берега. Выросли новые города, промышленные центры, рыбозаводы, промкомбинаты, больницы и школы, в которых работали квалифицированные специалисты-чукчи.

Встретил я и своих первых учеников. Алихан и Лока работали в порту. От них я узнал, что общий

наш любимец Таграй был летчиком штурмовой авиации. Он погиб в боях за Родину, возвращаясь с боевого задания на горящем самолете.

Как раньше мы не могли найти на Чукотке грамотного человека, так теперь, по рассказам моих друзей, на всем побережье не было ни одного неграмотного подростка.

Уже тогда, в 1951 году, более половины всего педагогического' персонала в школах составляли коренные жители Чукотки — многие из них были учениками нашего интерната.

Мог ли я предположить сорок лет назад, что Юрий Рытхэу — мальчик, которого я увидел в полярную ночь бегавшим вокруг яранги нагишом, чтобы узнать для отца-охотника, какая будет погода, мог ли я думать, что он станет первым чукотским писателем! Что из его рассказов мы узнаем, как начинала новую жизнь его родная земля, как глухой угол бывшей Российской империи стал краем, где строятся города, осваиваются месторождения, возникают порты, проводятся дороги, основываются научные базы, бьет полнокровная современная жизнь.

Пробуждается порт на другом, тихоокеанском побережье Чукотки, в бухте Провидения.

Посе\ок, врубленный в скалы, — почти город. Многоэтажные дома. Портальные краны. Морские исполины на рейде. История этого поселка тесно связана с историей освоения советской Арктики. Отсюда под командованием гидрографа Давыдова вышла в начале 20-х годов канонерская лодка «Красный Октябрь» утверждать власть Советов на острове Врангеля. Здесь пополняли запасы первые суда, ходившие Северным морским путем. Сюда пришли «Смоленск» и «Сталинград» забрать челюскинцев, доставленных со льдины летчиками. Ныне это один из главных перевалочных пунктов на Чукотке.

63