Вокруг света 1967-12, страница 13сы упали на плечи и спину гурумайни, и она вновь закружилась в чудовищном танце. Теперь глаза ее были закрыты, а пряди волос неслись по ветру. В этой пляске-вращении было что-то древнее и дикое. То, что внезапно воскресло из глубины ушедших в прошлое веков в этой маленькой сухой жрице. Казалось, что танец оказывает на зрителей магическое действие — были в нем какая-то темная сила и власть, которая держала их в оцепенении. Тысячелетний страх перед колдовством плескался в их широко раскрытых глазах. Но вот по лицу жрицы прошла судорога, и на нем появилось выражение боли и страданий. Она протянула руку, будто искала кого-то в темноте. Ей бросили несколько горстей риса, и она, расшвыривая его в разные стороны, все кружилась и кружилась. Над площадкой поплыл голубоватый дымок благовоний. Его пряный запах резко бил в ноздри. Окутанная дымом благовоний, бешено вращаясь, жрица подняла руки. Голос ее, странный, похожий на эхо, затрепетал над площадью: — Слушайте, слушайте, я богиня Гангамадевота! Я говорю с вами. Слушайте, слушайте!.. Толпа гадаба содрогнулась и, чуть подавшись вперед, замерла. — Я богиня Гангамадевота, — снова раздался го-лос-эхо. Вслед за этим полились какие-то нечленораздельные звуки и слова. Гадаба внимательно слушали, и на некоторых лицах промелькнуло недоумение. Потом я поймала на себе любопытные взгляды, но тогда не придала этому значения. Казалось, что слова, произнесенные жрицей, отняли у нее все силы. Тело гурумайни сразу вдруг обмякло, ослабело, ноги подкосились, и жрица рухнула на колени. Раскачиваясь, будто от боли, она подняла невидящее, слепое лицо, а ее руки, то сжимаясь, то разжимаясь, как-то беспомощно висели вдоль тела. Все это длилось считанные секунды. А потом, неуклюже завалившись набок, гурумайни рухнула на утрамбованную землю площадки. По ее распластанному и обессиленному телу прошла судорога, и опять поток бессвязных слов вместе с хрипом вырвался из ее горла. После этого жрица затихла, тело ее стало неподвижным. Казалось, жизнь покинула его. Несколько человек подбежали к жрице, подняли ее и вылили на голову горшок воды. Гурумайни медленно приходила в себя. Она открыла глаза, в них появились проблески сознания и, наконец, осмысленное выражение. Жрица стала нормальной женщиной гадаба, как и все остальные, стоявшие вокруг. - Все сразу зашумели, и несколько человек подошли ко мне. — Мать, ты слышала, что сказала богиня? — Я не разобрала. — Эй, гурума, повтори. Жрица, выбравшись из толпы, подошла ко мне. На меня смотрели немигающие, умные, чуть с хитринкой глаза. — Ты хочешь знать, что сказала Гангамадевота? — Да, — подтвердила я. — Она сказала: если гость — это ты — хочет видеть место нашего поклонения, то пусть принесет в жертву козу. Это было совсем неожиданно. Наблюдая танец жрицы, я совсем не подозревала, что внимание богини, оказывается, было привлечено к моей скромной особе. — Богиня так и сказала? — переспросила я. — Да, таи и сказала, — кивнула головой жрица. — А на каком языке она это сказала? — На ория. — Но почему же? Ведь богиня — гадаба, а говорит на ория. — Не знаю, — пожала плечами гурумайни. — Она всегда говорит на ория. «На ория так на ория, — подумала я. — Мало ли какие капризы могут быть у богинь». — Так принесешь в жертву козу? — тронула меня за руку гурумайни. — Хорошо, — согласилась я. Мне очень хотелось посмотреть на церемонию жертвоприношения, а тут такой удобный случай! — А где можно достать козу? —- Купи у кого-нибудь в деревне. Уже стемнело, когда я вернулась обратно к жрице. Деревня Симблигуда была очень бедна, и лишней козы у ее жителей не оказалось. Мне предлагали кур, петухов и даже свинью, но козы не было. — Гурума, — сказала я жрице, — козы в деревне нет. Может быть, богиня согласится на петуха? — Нет, — заупрямилась гурумайни. — Богиня сказала — козу. Я хорошо слышала. Если нет козы в Симблигуде, сходи в соседнюю деревню и приведи. От Симблигуды до соседней деревни мили три. Я посмотрела на темное звездное небо и представила себе, как иду через джунгли и веду на веревке упирающуюся, громко блеющую козу. Иногда тигров заманивают в ловушку именно блеянием козы. В моем случае тигра ждала бы приятная неожиданность. Сначала коза, а потом я... и никакой ловушки. — Гурума, уже поздно, — объяснила я ей, — тигоы ходят. — Иди, иди, — не отставала она, — Иди сама, — посоветовала я ей. Жрица рассердилась. Она отвернулась, отошла в сторону, начала что-то шептать и временами бросала на меня угрожающие взгляды. Потом не вытерпела и крикнула: — Вот теперь тебя богиня Гангамадевота накажет за ослушание! — Ну, это не страшно, — рассмеялась я. Уж очень жрица была забавна в своем гневе* — С богиней я всегда договорюсь. — А как? — Гурумайни придвинулась ко мне вплотную. Выражение враждебности в ее глазах сменилось нетерпеливым и простодушным любопытством. — Как? — По телефону, — невозмутимо ответила я. — А что такое телефон? — Ну, это такая... — я остановилась, подыскивая подходящее слово, — такая черная трубка. А от нее идет шнур, И он соединяет трубку с любым богом и богиней. Приставишь к уху трубку и скажешь: «Соедините меня с Гангамадевотой». И можешь с най разговаривать. И не нужно для этого так быстро танцевать и валяться по земле. Все очень просто. Я спрошу богиню, что она тебе точно сказала, и попрошу меня не наказывать из-за козы. Потому что сейчас темно, и меня в джунглях тигр может съесть вместе с козой. На меня уставились внимательные и недоверчивые глаза гурумайни. И вдруг где-то в самой их глубине мелькнули страх и растерянность. — Жаловаться будешь? — как-то очень по-современному спросила она. — Конечно. — А ну покажи. и |