Вокруг света 1967-12, страница 68рот. Открыв глаза, мальчик схватил жестянку и, не отрывая от нее губ, допил воду. Ван Ренсбург принес еще воды. Мальчик сел, выпил, затем поднялся <на ноги .и, отцепив от пояса выдолбленную тыкву, протянул ее ван Ренсбургу. Ван Ренсбург еще раз сходил к воде и наполнил тыкву до краев. С этой тыквой мальчик отправился к своему спутнику, который остался лежать на леске в трехстах ярдах. На всякий случай ван Ренсбург снова поднял ружье и сел на землю, не спуская глаз с мальчика. Он следил за -ним, как будто это было какое-нибудь дикое животное, — скажем, бабуин. Он и относился к бушменам, как к бабуинам. Они чуть умнее обезьян и поэтому более опасны. Его мысли заработали в этом направлении. Он как-то слыхал об одном человеке, который научил бабуина погонять быков. Да-да, бабуин-погонщик. А почему бы ему не попробовать приручить этих двух обезьян? В самом деле, почему? Им всегда найдется работа. Не сам ли бог послал их к нему? Он научит их работать и чтить бога. Это его долг. Он преподаст им христианство в доступном для их скудных мозгов виде. Его губы, обычно плотно сжатые, чуть расслабились. Не то чтобы это была улыбка, но на миг их складка стала менее жесткой, чем всегда, хотя его глаза, не выпускавшие из виду ковылявшего мальчика, не изменили присущего им выражения. Мальчик приподнял с земли лежащего без сил соплеменника и дал ему воды. Тот жадно выпил всю воду и встал на ноги. «Как животные», — подумал ван Ренсбург. Еще минуту назад они, подыхая, валялись на земле, и не успел он моргнуть глазом, как они уже снова на ногах. Христианину, под которым ван Ренсбург подразумевал белого человека, понадобилось бы гораздо больше времени, чтобы прийти в себя. Любой бы наверняка умер после такого перехода. Теперь бушмены шли вместе. Шли медленно, неуверенно, словно пара охромевших быков. Да, если можно научить бабуина выполнять работу боя-погонщика, то он научит их христианству. Он научит их бояться бога. По его представлениям, бог был существом страшным и мстительным, наподобие огромного белого человека с бородой. Но прежде чем они научатся бояться бога, он внушит им страх и уважение к белому человеку, которого бог создал по образу и подобию своему. Его долг — заставить их повиноваться. Конечно, он просто орудие в руках божьих. Само провидение с этой целью привело его к «Номеру четыре». Он бросил на угли еще один большой кусок мяса — для бушменов. Оно опалилось <и покрылось румяной коркой. Запах жареного мяса смешался с дымом. Костер уже догорал, и дыма было мало, но его запах оставался в горячей золе и раскаленном песке. второй бушмен оказался девочкой. «Вот и прекрасно, — подумал он. — Буду их разводить. Выведу целую .семью слуг». Он имел в виду рабов, но ему не хотелось в этом признаваться. В конце концов он их спас, и их жизни принадлежат ему по праву. Они подошли к костру, уселись и начали молча смотреть на белого человека. Их ноздри трепетали от вкусного запаха жареного мяса. Ван Ренсбург сделал знак рукой, и мальчик тут же выхватил мясо из жара. Не вставая с камня, на котором он сидел, мальчик лезвием дротика, служившего ему ножом, отрезал кусок и' скормил его девочке прямо из своих рук. Затем он дал ей запить воды и отрезал другой кусок. При этом он всякий раз поддерживал девочку, нежно обхватив ее со спины обеими руками. «Совсем как люди, — подумал ван Ренсбург. — Да, 'несомненно, они во многом походят на людей». Что-то среднее между животным и человеком. Как будто бог, прежде чем сотворить людей, создал полулюдей, чтобы удостовериться в том, что он на правильном пути, и ре-* шить, стоит ли продолжать работу. Он наблюдал за ними, а его мысли унеслись в прошлое. Ему вспомнилось, как он был фермером, потом возчиком и даже простым рабочим на зо лотой шахте под Иоганнесбургом. 11равда, там он проработал недолго. Ровно столько, чтобы скопить деньги на новую упряжку быков взамен тех, что сдохли от чумы. Но зато он там кое-чему научился. Научился пользоваться взрывчаткой. Как-нибудь с ее помощью он соорудит колодец. Не только здесь, но и в «Номере один», «Номере два» и «Номере три». А когда воды будет вдоволь, он удвоит поголовье своего стада. 66 |