Вокруг света 1968-02, страница 10

Вокруг света 1968-02, страница 10

ГУГО ЛЁЧЕР Фото РЕНЕ БЮРРИ

^^^ айя — это не просто один из многих городов Л^ на карте К Байя — мать всех бразильских го-Яг родов, свергнутая столица Бразилии, негритянский Рим.

Три континента породили Байю: Европа португальцев, Африка негров и предоставленная им индейцами сцена — Южная Америка.

Португалия пыталась в Байе еще раз повторить самое себя. Там есть переулки, напоминающие Лиссабон. Но Байя не терпит подобий, хотя и украшена португальским кафелем.

В ней, правда, уживается всё. Дома из тесаного камня рядом с порталом барокко и небоскреб напротив форта. Другие бразильские города — скажем, Гойания или Оуру-Прету — не вынесли бы этого, как, впрочем, и всего, что выпадает из их колониального стиля. Байя же беззаботна и доброжелательна.

Неисповедимо и привольно порождала себя Байя. Везде и во всем смешивала она три континента: на ложе, за обеденным столом, пред алтарем.

Португальцы повелели, и Байя заговорила на их языке. Но там, где начинаются ее тайны, говорит душа африканца: в играх, в танце, в еде, в празднествах. А так как индейцы первыми дали имена животным, растениям и плодам этого края, то живут в языке Байи и их слова.

От португальцев Байя переняла властолюбие и отвагу, и барочную меланхолию города-сидади. Негры подарили ей дворы домов и улыбку, гонг и цвет кожи.

Если верно, что бог создал белых, желтых, черных и краснокожих, то Байя изобрела мулатов.

Португальцы прибыли в колонию без женщин. Не так, как те, кто колонизировал земли Северной Америки. Те приезжали с женами и детьми, навсегда покинув Европу ради создания Нового Света.

Португальцы же, оставив Лиссабон, не забывали о родине. Они отправлялись на поиски приключений, на розыски рая. И заветной целью было возвращение домой на груженном добром корабле. И хотя они строили дворцы и рассаживали чиновников, все равно это была политика пассажиров. Бразилия для португальцев — полустанок, привал, пусть даже затянувшийся на целое поколение.

Португальцы высадились без жен, и первые женщины, которых они здесь нашли, были индеаики. Их потомки — кабоклос — работают нынче батраками и пастухами-вакейро; известны они своим более замкнутым и серьезным, чем у гаучо, нравом.

1 Хотя на современных картах стоит другое название города: Салвадор. — Прим. ред.