Вокруг света 1968-03, страница 30

Вокруг света 1968-03, страница 30

втрое превышает количество еды, которое муравьи собирают за день в лесу.

Но это лишь начало. Сейчас я обучаю новые отряды муравьев другим «непосильным работам». К примеру, созданию сети дифракции в спектрометре, а это тысяча восьмимиллиметровых полос. Другому отряду я поручил ремонтировать миниатюрные штампованные электросхемы: раньше их в случае поломки выбрасывали на свалку. Третий отряд муравьев учится ретушировать негативы, и, наконец, четвертый — оказывать помощь врачу при операциях мозга. Кстати, уже сейчас можно сказать, что муравьи показали себя незаменимыми при остановке кровотечений в капиллярах. Достаточно подумать немного, и на ум приходят десятки несложных работ, требующих минимальных затрат энергии, но которые мы, люди, не можем выполнить без чрезмерных расходов, ибо наши пальцы слишком велики и неуклюжи, а микроманипулятор стоит слишком дорого. *

Я уже установил контакт с одной опытной сельскохозяйственной станцией с целью проведения совместных опытов. Хочу обучить муравьев разносить удобрения «по месту жительства» — иными словами, по крупице удобрения каждому семени. Второй муравейник я натренирую санировать рисовые посевы, уничтожая еще в зародыше сорные травы, третий — очищать зерно, четвертый — производить микроклеточные впрыскивания... Жизнь так коротка. Я проклинаю себя, что поздно начал. В одиночку мало чего добьешься.

— Почему бы вам Fie взять компаньона?

— Думаете, я не пытался... И чуть было не угодил в тюрьму. Как говорится: «Лучше миллион, чем компаньон». С тех пор я предпочитаю работать сам.

— Вас хотели арестовать?

— Да, шесть месяцев тому назад, из-за этого О'Толле. Молодой, умный, энергичный, неутомимый, он был вечно одержим какой-нибудь идеей. Но однажды я нашел у него на столе странный предмет — пластиковый шарик величиной с виноградину, наполненный желтой пыльцой. Только я поднес его к глазам, как в дверь постучали. Я открыл — ив комнату ворвались восемь агентов Международной полиции. Мне пришлось нанять лучших адвокатов, и они с большим трудом доказали, что я ничего не знал.

— А что вы могли знать?

— Об этой истории с угрями. Конечно, они рыбы, а не насекомые, но тоже каждый год мигрируют огромными стаями. Так вот, этот чудак О'Толле сговорился с ними, хотя я платил ему очень прилично. Он подкупил угрей жирными мертвыми мухами. Каждая рыба, прежде чем пуститься в долгий путь к Саргассову морю, подплывала к берегу. О'Толле привязывал ей к спине шарик с двумя граммами героина. А в море их уже ждала яхта Рика Папалео. Теперь, как я уже говорил, все подозрения на мой счет отпали. Но о моих опытах стало известно агентам финансового управления, и с тех пор они преследуют меня буквально по пятам.

Старая история, не правда ли? Изобретаешь огонь и даришь его людям, а потом коршун всю жизнь клюет вам печень...

Перевел с итальянского ЛЕВ ВЕРШИНИН

Эта история разыгралась в Бразилии в наши дни. Известна хронология событий, известны имена доброго десятка людей, так или иначе замешанных в этом деле. Среди них — генерал бразильской полиции, пронырливые сыскные агенты, депутат парламента, несколько субъектов с весьма сомнительным прошлым и не менее сомнительным настоящим, респектабельные адвокаты и полуграмотные старатели. И еще есть (или, скажем осторожнее, как будто есть) АЛМАЗ. Редких размеров и достоинств, величиной с добрый персик, бесценный камень, переливающийся колючими огоньками. Впрочем, нет, отнюдь не «бесценный», примерная цена его установлена — два миллиона долларов. Его называют «алмазом 007». Порядковый номер тот же, что и у шпиона-супермена Джеймса Бонда. Два нуля перед семеркой показывают, что агент может убивать по своему усмотрению, может совершать любые преступления. Алмазу этот номер присвоили не случайно.

007

28