Вокруг света 1968-04, страница 25ПЕРВОЕ КОПЬЕ ЧАКИ ^^Г одобно многим другим ве--Ш Ш ликим воителям, Чака на-W W чал с реформы оружия. Чака отказался от традиционных боевых приемов. Вместо того чтобы избегать сближения с противником, он стремился войти в соприкосновение с ним. Заметив, что сандалии мешают ему, он отказался от обуви и в результате стал передвигаться гораздо быстрее. Чака был доволен своими успехами, но его тревожило, что легкие метательные копья ломались, когда он изо всех сил вонзал их в тело врага. Метать же ассегай в противника, находящегося на расстоянии, как это делали все остальные воины (причем, как правило, без всякого результата), было, с его точки зрения, равносильно тому, чтобы выбрасывать оружие. Хроника передает, что у Чаки родилась идея вооружить каждого воина одним ассегаем с массивным клинком и прочным коротким древком. Такого оружия требовал рукопашный бой. Наиболее искусные кузнецы, изготовлявшие оружие, принадлежали к клану Мбонамби, а среди них одним из лучших масте ров считался Нгоньяма — Лев. К нему-то и отправился Чака. Подобно всем своим собратьям-кузнецам, Нгоньяма построил себе крааль в дикой и пустынной местности. Люди обходили стороной краали кузнецов. Еще бы: ни для кого не было секретом, что они пользуются человеческим жиром для закалки клинков, и всякий раз, как в деревне пропадал взрослый или ребенок, виновными в том считали кузнецов. Чака без всяких колебаний смело приблизился к ограде крааля, стоявшего в мрачном лесу. Перед хижиной на корточках сидел мужчина. Кольцо на его голове говорило о том, что он занимает высокое положение. Чака понял, что это и есть глава крааля. Подняв руку, он приветствовал мужчину обычной формулой: «Сакубона, баба» («Мы видим тебя, отец»), — и, выпрямившись, невозмутимо посмотрел Нгоньяме прямо в глаза. «Сакубона», — с таким же достоинством ответил тот, выдержав подобающую небольшую паузу. Когда с формальностями было покончено, Чака присел на корточки ярдах в четырех от Нгонья-мы. Снова выдержав паузу, Нгоньяма спросил, издалека ли пришел гость, тем самым давая ему возможность представиться. За этим последовал разговор на различные темы, причем собеседники ни словом не обмолвились Рисунки Б. ДОЛЯ НГУО СТАНОВИТСЯ воином И в наши дни зулусы — те, что по-прежнему живут в краалях,— хранят суровые обычаи предков — непобедимых воинов Чаки. Пришло время зулусскому юноше Нгуо стать воином. Это не просто — сначала надо пройти испытания. Первое из них — испытание кипятком. Руку Нгуо опускают в котел с бурлящей водой; теперь главное — не отдернуть ее, главное — сохранять беззаботную улыбку на лице. Нгуо с честью выдержал испытание, и воины прославляют его мужество. |