Вокруг света 1968-04, страница 27

Вокруг света 1968-04, страница 27

жество молодого воина позабавило колдуна, но и понравилось ему. Он предсказал Чаке великое будущее и сказал, что поможет ему. Безымянный показался Чаке умным и сильным мужчиной среднего возраста. На плечи его был накинут ка-росс 1. Поясницу закрывали полоски меха, свешивавшиеся до колен. Если не считать хвостов, скрывавших лицо, в одеянии Безымянного не было ничего необычного, что выдавало бы его страшную профессию. В правой руке он держал тяжелое копье, в левой — крепкую палицу из полированного дерева и мешок из козьей шкуры. Он принадлежал к зловещему братству инсвела-бойя, что означает: «безволосый». Члены этого братства совершали тайные убийства, чтобы добыть человеческий жир и различные части тела, из которых изготовляли сильнодействующие снадобья. Молва гласила, что помощниками «безволосых» были чудовищные гиены, на которых они ездили по ночам, перекинув одну ногу через спину сказочного зверя, а другой отталкиваясь от земли. От частого трения о шкуру гиены у инсвелабойя на внутренней стороне одной ноги якобы переставали расти волосы. У зулусов обычно скудный волосяной покров на теле, но, если у какого-нибудь горемыки на внутренней стороне ног совсем не оказывалось волос, его сразу же причисляли к инсвелабойя. Как

1 К а р о с с — накидка или одеяло из шкур. — Прим. пер.

правило, это приводило к печальным для него последствиям, если только бедняга не убегал в лес, где, по всей вероятности, действительно становился колдуном. Многие кузнецы, несомненно, были именно «безволосыми».

Рассказывают, что, когда инсвелабойя поднялся, чтобы уйти, он повернулся в сторону Чаки и долго, пристально его рассматривал. Заметив, что тот не обращает на это никакого внимания, он сказал:

— Ты мужчина. Я уже вижу вождя вождей. Нгоньяма сделает здесь оружие, которое проложит тебе путь к власти. Проследи, чтобы он в точности исполнил все задуманное тобой. Прощай!

И Безымянный исчез так внезапно и бесшумно, как если бы его поглотил мрак. Послышался звук, похожий на шорох поспешно удаляющегося животного, а вскоре издалека раздался вой гиены, вышедшей на промысел.

Работа над клинком продолжалась. Оставалась только окончательная отделка с закалкой и, наконец, наиболее важное — применение «самого сильного снадобья».

Перед совершением этого обряда воцарилась полная тишина: освящение клинка должно было придать оружию особую твердость и наделить его волшебными свойствами.

Достав «это», то есть человеческое сердце, печень и жир, или то, что выдавалось за них, Нгоньяма стал произносить заклинания до тех пор, пока клинок не раскалился в горне почти докрасна. Затем он положил «это» на гранитную наковальню и провел по «нему» клинком. Как только клинок охладился и шипение прекратилось, Нгоньяма объявил, что теперь духи удовлетворены.

Нгоньяма продолжал трудиться, пока не рассвело. Затем он принялся полировать клинок, в то время как один из подмастерьев вскарабкался на большое дерево, возвышавшееся над ущельем. С этого наблюдательного поста он увидел первые лучи солнца и сообщил об этом мастеру. «Оно вот-вот появится!» — гласило второе сообщение. «Оно колет!» — радостно объявил он наконец. Тогда Нгоньяма отложил оружие.

Так родился клинок, ставший образцом для изготовления оружия. Его обладателям предстояло со славой пройти через половину материка.

Впоследствии новый клинок, которым Чака вооружил свою армию, помог одержать многие победы в племенных войнах. Чака стал единственным вождем зулусов.

БОЙ НА ХОЛМЕ Г'ОКЛИ

Шло время, и вокруг Чаки объединились другие племена. К молодому полководцу отовсюду стекались храбрые воины.

Войско Чаки было спаяно дисциплиной более суровой, чем дисциплина римских легионов. Любое нарушение ее каралось смертью. Воины Чаки великолепно выполняли боевые маневры, и враги бежали, услышав боевой клич несущихся неудержимой лавиной зулусских воинов.

Однако у Чаки оставался сильный и опасный соперник — вождь племени ндвандве по имени Звиде.

У холма Г окли произошло решающее сражение между зулусским войском под командованием Чаки и войском ндвандве, которым командовал сын Звиде — Номахланджана.

Ндвандве — восемь тысяч человек — переправились через реку Умфолози и построились полукругом у подножия холма Г'окли, с северо-восточной стороны. Номахланджана взял на себя командование северным крылом армии, где стояли четыре гвардейских полка, в том числе полк ветеранов Ама-Нкайя.

Чака расположил свои силы таким образом, что примерно половина каждого полка была хорошо видна противнику, а вторая половина, построенная за гребнем холма, оставалась совершенно невидимой врагу. Боевой состав войск, сосредоточенных на холме Г'окли, достигал почти трех тысяч шестисот человек. Они были построены в пять шеренг с интервалами в два шага между воинами, что давало возможность свободно действовать оружием.

Разведчики Номахланджаны донесли, что на холме мало войск. Чака всячески способствовал возникновению этой иллюзии: перед приближением ндвандве к холму он приказал четырем задним шеренгам подойти вплотную к передней. Воины уселись на щиты, закрывая друг друга, так что создалось впечатление, что построение лишено глубины. Номахланджана был более чем уверен в том, что без труда подавит со

25