Вокруг света 1968-05, страница 33

Вокруг света 1968-05, страница 33

cauttrtu tfltugnitj*

У лаборатории фенолога нет четырех стен. Стен у нее нет вообще. В списках ее оборудования не числятся синхрофазотроны, кибернетические машины, электронные микроскопы. Даже обыкновенными пробирками она не располагает. Глаз — вот главный наблюдательный «инструмент» фенолога.

Из года в год фенолог тщательно просматривает многокрасочную картину сезонных явлений природы. Что нового, однако, может подметить в середине XX века простой, ничем не вооруженный человеческий глаз?

Этот вопрос был обращен к собравшимся в «Кают-компании» фенологам — председателю бюро Фенологической комиссии Московского филиала Географического общества СССР А. А. Шиголеву и научному сотруднику комиссии А. Т. Ромашовой.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ ШИГОЛЕВ:

— Что глаз наше единственное исследовательское «оружие» — это, пожалуй, преувеличение. Некоторыми метеорологическими приборами мы еще как пользуемся... От электронно-счетной машины мы бы тоже не отказались. А спутники уже помогают фенологии. Но об этом позже.

Фенология — наука о сезонных явлениях природы — молода. В нашей стране по-настоящему она возникла лет пятьдесят назад. А вот истоки ее следует искать во временах давних...

Представьте себя на месте крестьянина минувших столетий. Вот он вслушивается в первую песнь большой синицы, оглядывает весеннюю талую землю, и мучит его одна и та же тревожная мысль. Какой будет весна? Грянут ли поздние заморозки? Сеять когда? Дождь или солнце будет в пору жатвы? Ошибешься в сроках, не разгадаешь каверзы погоды — и ждет тебя голод...

Так из года в год, из поколения в поколение-Тут поневоле займешься фенологией.

Народные фенологические приметы — это, в сущности, попытка предугадать поведение природы. «Если на Николу на березе лист в полушку (небольшая монета), то к ильину дню клади хлеб в кадушку». Николин день приходится на 22 мая, а ильин день — на 2 августа. Вот вам, пожалуйста, план-прогноз развития природы на месяцы вперед: если к 22 мая листья берез будут с мелкую монету, то в первых числах августа можно будет начинать жатву. Как видите, зачатки долгосрочного прогноза существовали на Руси издавна...

Достоверны, правда, далеко не все приметы. Часто говорят: «Распускается дуб — значит, похолодает». Как сложилась эта примета, не знаю. Многолетние фенологические наблюдения доказали, что холод во время распускания дуба столь же обычен, как и тепло. АЛЕВТИНА ТИМОФЕЕВНА РОМАШОВА: ^

— Тем не менее знание иных примет и сейчас не помешало бы земледельцам.

А. А. ШИГОЛЕВ:

— Проверенных и уточненных примет, добавьте. Вот, к случаю, пример корректировки достоверных народных примет. Говорят: «Ранняя весна обманчива». А что утверждаем мы? Мы говорим: хотите знать точно, будут или нет поздние заморозки? Если вы живете в Подмосковье, понаблюдайте за серой ольхой. Это самое «весеннее» из всех деревьев — оно зацветает первым. Кроме того, это дерево-«предсказатель». Если оно зацветет у вас не позднее 8 апреля — ждите поздних заморозков.

Рискну немного отступить от темы. У каждой науки, как известно, своя специфика. Математика, насколько я знаю, мало прибегает к наблюдениям. В химии главное опыт, эксперимент. Но отсюда вовсе не следует, что сейчас, в эпоху всеобщей технизации, прямые, чисто зрительные наблюдения ничего не могут дать науке. Они до сих пор очень широко развиты в зоологии, ботанике, геологии. Я не равняю фенологию с этими науками — по существу, она входит в состав и ботаники и зоологии. Наше поле деятельности — сезонные явления живой природы. Их надо наблюдать — прежде всего. Долго наблюдать — не год, не два, даже не одно десятилетие. Иная весна, или лето, или осень могут протекать в Подмосковье так, словно оно переместилось к Полярному кругу. А в другую весну Москва способна «переселиться» на Северный Кавказ. На ожидание этих редкостных лет уходят десятилетия (самая ранняя весна за время систематических фенологических наблюдений была в Москве в 1921 году, самая поздняя — в 1941-м). Но даже «обычные фенологические годы» имеют свои особенности. Судите сами, сколько лет, в скольких пунктах и скольким людям надо наблюдать, чтобы накопился материал, пригодный для обобщений и выводов.

Над разливом. Фотоэтюд Дм. ЖИТЕНЕВА

шт-шплш'