Вокруг света 1968-05, страница 59Вера в сверхъестественное, в то, что любую болезнь вызывают духи, насланные врагом, — основа первобытной магии. Для того чтобы вылечить больного, надо «изгнать духа». У народа моей (Верхняя Вольта) «духов изгоняют» из головы больного холодной водой; шаман народа сарй (Чад) «прогоняет духов» своим нарядом, а колдун амазонского племени шаван-та — резкими звуками погремушки. «Мертвый» неожиданно провел рукой по груди и попытался повернуться. Крики окружающих людей слились в сплошной вопль, барабаны начали бить еще быстрее. Наконец лежащий повернулся, поджал под себя ноги и медленно встал на четвереньки. Его глаза, которые несколько минут назад не реагировали на свет, были широко раскрыты и пристально смотрели вверх. Мне нужно было бы померить его пульс, чтобы знать, не было ли тут воздействия какого-то снадобья, но Нгамбе, обеспокоенный моим присутствием, все норовил увести меня подальше от круга танцующих. Потом я расспрашивал его, был ли тот человек действительно мертв. Нгамбе, пожав костлявыми плечами, ответил: — Человек не умирает. Если дух не хочет его убить, он будет жить. Он говорил на кошмарной смеси суахили и французского с добавлением немногих английских слов. Мне удалось понять, что тот человек был мертвым, ибо его убил дух, насланный его врагом. Этот дух вошел в тело человека и послужил сначала причиной его болезни, а потом и смерти. Однако на короткое время еще возможно вернуть в тело душу человека, если изгнать оттуда злого духа. Дотронувшись до человека руками, я чуть не сорвал все дело. Мне лично сдается, что тому человеку дали какой-то алкалоид, |