Вокруг света 1968-05, страница 61жали к ограде, где томился обвиняемый. Загон был пуст. Чоро внимательно оглядел землю около входа в ограду. Затем он направился прямо к хижине исчезнувшего индейца. Она тоже была пуста. Чоро пошел кругами вокруг пустой хижины, временами бормоча что-то нараспев и ритмично потрясая головой и руками. Я наблюдал за этим часа три, пока мне не надоело. Тогда я отправился в свою хижину поспать. Утром Чоро все еще маршировал. Он не прервал своего хождения ни днем, ни следующей ночью, ни на следующий день. Ему приносили немного пищи в чаше, и он ел прямо на ходу. На вторую ночь Чоро прервал свой марш и подал сигнал помощникам. Ему принесли поднос с сухой кукурузой, вареным рисом и корнями тростника. Всю еду сложили у дверей хижины, а Чоро направился к себе домой. Я остался на улице — и вдруг неожиданно увидел коричневое лицо в дверном проеме. Обвиняемый, видать, сидел все время в хижине или где-то рядом. Чоро не мог не знать об этом. Но, вместо того чтобы просто послать помощников вытащить жертву из хижины, Чоро почему-то предпочел свой странный метод следствия. Человек жадно ел. Я обернулся и увидел, что колдун спокойно стоит у двери своей хижины, наблюдая за этой картиной. Человек тоже увидел Чоро. Неожиданно он сжался в клубок и покатился по земле. Тело его забилось в судорогах. Вскоре индеец был мертв. «Наверное, пища была отравлена», —- подумал я и решил спросить об этом у Чоро. Чоро взял поднос с остатками пищи и спокойно зачавкал. Его морщинистое лицо было совершенно бесстрастно. Еда действительно не была отравлена. Впрочем, не исключено, что Чоро брал для пробы те куски пищи, которые не были отравлены. Я попытался проанализировать события, которым был свидетелем, с точки зрения медицины и психологии. Человек внезапно почувствовал приступы боли в желудке. Это могло бадть одной из десятка возможных желудочных болезней. У меня не было возможности тщательно осмотреть больную. Ее могли отравить, у нее могло быть f>r^pc несварение желудка, ост-ый лапор или же какие-нибудь лхические нарушения. Жг» "1 на умерла, видимо, в ре зультате своей болезни. Перед смертью она обвинила другого человека, и этот человек умер тоже. Никаких физических причин его смерти не было видно. Было доказано его участие в злом колдовстве, он был уверен в своей вине и неотвратимости возмездия. Это все, что я знал. Все племя было удовлетворено — даже родные умершей, поскольку виновник был выявлен и наказан. Знахари, с которыми мне приходилось встречаться за время моих странствий, принадлежали к узкому кругу наследственных служителей культа. Доступ в этот круг очень ограничен. То обстоятельство, что почти все знахари используют более или менее одинаковые приемы, дало мне основание предположить, что им известны некоторые особенности человеческой природы. Знахари понимают самые глубокие причины страхов и суеверий своих соплеменников. Они располагают набором приемов (некоторые называют их фокусами), с помощью которых воздействуют и морально и физически на своих пациентов. Знахарь зачастую использует различные листья, порошки и настойки, медицинские свойства которых весьма проблематичны. Но работает он в аудитории, где нет скептиков. Он применяет методы гипноза или самовнушения. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу ужаса, он прибегает даже к убийству. Я КОЛДУЮ СРЕДИ ПАПУАСОВ в 1953 году я отправился на Новую Гвинею, чтобы произвести некоторые антропологические исследования. Я знал, что смогу познакомиться на Новой Гвинее с простейшими на свете видами знахарства и «черной магии». Так и вышло. Кажется, что даже воздух в этих местах пропитан колдовством. Недаром папуасы живут в постоянном страхе, а знахари процветают. Папуасы, как и многие племена Африки и Южной Америки, верят, что душа может покидать тело во время сна. Если душа не вернется в свою телесную оболочку, наступает смерть. Лишь знахари — пури-пури — обладают властью над духами. Помню, как в деревне Бабак, стоящей на реке Сепик, местный знахарь уличил одного человека в краже бетеля. Знахарь разжевал остатки бетеля, завернул эту кашицу в сз'хие листья и посыпал «магическим» порошком. Затем он объявил друзьям вора, что тот умрет. И действительно, через несколько дней вор умер. Австралийские власти отдали пури-пури под суд. Суд, однако, не продвинул вперед дела: заговор молчания, нечто похожее на сицилийскую «омерта», броней защитил обвиняемого. Ясно было, что пури-пури одним своим присутствием наводит ужас на местных жителей. Свидетели просто отказывались говорить или сознательно лгали, причем эту намеренность лжи даже не скрывали. Один из них прямо заявил переводчику, что пури-пури сильнее всякого судьи и что колдуны могут обращать день в ночь, а ночь в день, превращаться в крокодилов, а также начинать войны между племенами. В последнем мне пришлось довольно скоро убедиться при весьма необычных обстоятельствах. Я плыл по реке Сепик к деревне Тамбулин в долбленой лодке. Со мною был полицейский офицер и его небольшой отряд из восьми местных полицейских и двух носильщиков. Мы уже выходили к устью, когда я заметил мрачные грозовые тучи, собиравшиеся над нами. Тяжелые облака переваливались через горные хребты. Было видно, как ветер трепал их края. Начинал накрапывать дождь. У самого берега к нашей лодке подплыл гонец от вождя деревни. Словами и жестами он дал понять, что нам не разрешается приставать. Насколько мы поняли, на% берегу происходят или должны произойти какие-то события. — Они уверены, что мы принесли дождь, — сказал офицер. — У них сегодня, кажется, большой праздник — синг-синг. Они не хотят, чтобы дождь испортил церемонию. Синг-синг — это празднество, на которое собираются раскрашенные желтой, голубой, оранжевой и красной краской воины в богатых головных уборах из перьев райских птиц. Со всей округи приходят зрители. На празднестве исполняют ритуальные танцы. Я давно уже хотел заснять синг-синг, так что отступать мне в этот раз было просто нельзя. 59
|