Вокруг света 1968-06, страница 72

На охотничьих тропах

мачане (друзья все-таки уговорили меня воспользоваться им, хотя я по-прежнему не собирался стрелять), а Хусейн, разналыгав буйвола, выпустил его за ограду загона.

Ночь, однако, прошла спокойно. Утром стадо погнали на водопой, а буйвола Хусейна привязали к дереву. Позавтракав, я с удовольствием растянулся на своем матраце и уже собирался было заснуть, как вдруг ко мне подбежали два запыхавшихся, взволнованных мальчугана и закричали, перебивая друг друга:

— Сахаб! Тигр убил буйволицу!

— Когда? — спросил я, вскакивая.

— Только что!

Я бросился к месту происшествия.

На берегу канала, вытянув на песке левую ногу, тяжело дыша, лежала смертельно раненная буйволица. Мясо на ноге было выдрано, и виднелась белая кость. На шее зияла огромная рваная рана с отчетливыми следами тигриных зубов.

Пастухи рассказали, что тигр подкрался к стаду, когда буйволы стояли в воде и из-за густого тумана не заметили опасности. Они опомнились только тогда, когда тигр вцепился в глотку буйволице, выволок ее из воды и ударом лапы повалил на песок. Учуяв людей, тигр успел еще раз вцепиться ей в ногу, вырвал кусок мяса и исчез в тумане.

Я решил немедленно действовать и, позвав Хусейна, сказал ему, что мы сейчас же вместе с буйволом отправляемся в погоню за тигром.

Туман уже немного рассеялся. Следы тигра были хорошо видны на влажном песке. Они вели в сторону гор, где, как я знал, стояли хижины крестьян, занимавшихся рубкой хвороста. Первое время мы шли увереннр: впереди буйвол, за ним на расстоянии десяти шагов — Хусейн, потом я. Но на склоне горы следы начали теряться. И здесь нас «выручило острое обоняние буйвола. Обнюхав землю, он уверенно зашагал вперед.

Гора была покрыта золотистым бхабхаром 1 высотой в несколько футов, и тигр легко мог спрятаться в нем. Поэтому мы двигались с большой осторожностью. За час прошли не больше километра. Вскоре тропинка сузилась, и идти

1 Бхабхар — высокая трава, похожая на камыш.

стало труднее. С одной стороны тропы была глубокая пропасть, с другой — довольно крутой, хотя и не глубокий овраг, поросший сухой травой.

Вокруг стояла безмятежная тишина. Молчали деревья, молчали горы, вершины, покрытые снегом, игриво переливались в ярких лучах полуденного солнца.

Буйвол вышагивал неторопливо, помахис я хвостом и опустив голову, словно охотничья собака. Иногда он останавливался, чтобы полакомиться молодой порослью кустарника или щипнуть травы. Время от времени его что-то настораживало. Тогда он поднимал голову и беспокойно оглядывался по сторонам.

Вскоре мы спустились в долину. Здесь тоже ничто не нарушало тихого безветрия дня. Из поросших травой ям ласково смотрели белые цветы. Я взглянул на часы и ахнул — стрелки показывали четыре часа дня! Значит, мы шли уже девять часов! А в пять солнце здесь уже начинает садиться...

Вдруг у заросшей сухой травой канавы, у самого дальнего края долины, буйвол остановился, замер и стал напряженно смотреть в одну точку. Прошел несколько шагов. Снова всиал. Хусейн многозначительно посмотрел на меня. Сомнений не было — тигр где-то рядом. Я дал знак Хусейну, и мы спрятались за выступом скалы.

Буйвол злобно фыркнул и двинулся в сторону кустов. В то же мгновенье перед ним появился огромный ощетинившийся тигр. Буйвол оторопел и на мгновенье замер, но в следующий миг, грозно выставив рога, бесстрашно ринулся на тигра. От топота могучих ног буйвола задрожала земля, по скосам канавы посыпались камни и песок. Одноухий взвился в мощном прыжке, отскочил назад и оказался футов на восемь выше буйвола. Буйвол остановился и, задрав голову, озадаченно смотрел на него. И тут тигр с грозным рычанием бросился сверху на буйвола. Дальнейшее показалось мне невероятным, но буйвол успел увернуться, и тигр со всего размаху шлепнулся о землю. Не медля ни секунды, буйвол бросился на врага. Тигр все же успел отпрянуть от страшных рогов и стремительно вскочил буйволу на спину. Тот мощным движением сбросил тигра на землю. Тигр вскочил и

прыгнул, пытаясь вцепиться буйволу в глотку, но, уколовшись об острые шипы ошейника, снова вскочил буйволу на спину. Я решил, что теперь нашему охотнику пришел конец и он уже не сможет сбросить рассвирепевшего зверя.

Но буйвол, словно расшалившийся ребенок, ловко перекувыркнулся на песке, и тигр, не ожидавший такого маневра, оказался под тяжелой тушей противника. Буйвол, задрав ноги кверху, с ожесточением катался по ревевшему от боли тигру. Все попытки тигра вылезти из-под буйвола были безуспешны. Еще минута, и с тигром все было бы кончено. Однако это вовсе не входило в мои планы, я не хотел, чтобы одноухий погиб столь бесславно! Я выскочил из укрытия. Хусейн замахал руками и закричал:

— Куда, бабу-джи?!1 Разве ты не видишь, как рассердился буйвол? Не подходи, не то он бросится на тебя!

Не слушая Хусейна, я подбежал ближе и выстрелил из обоих Стволов ружья в воздух. С истошным криком из травы шарахнулись попугаи. Когда дым рассеялся, я увидел, что буйвол растерянно стоит неподалеку, а обессиленный тигр, едва передвигая лапами, ползет по склону горы. Было видно, что буйвол основательно помял его.

Но тут настала моя очередь. Возбужденный боем буйвол с ревом бросился на меня. В два счета я вскарабкался на пятиметровую скалу и, с трудом переводя дыхание, посмотрел вниз. Буйвол в ярости рыл копытом землю у подножья скалы.

— Рахмат! Рахмат! Иди сюда! Иди ко мне, Рахмат! — старался усмирить его Хусейн.

Через некоторое время буйвол присмирел и послушно направился за хозяином.

— Можешь спускаться, бабу-джи, — успокоил меня Хусейн. — Теперь не тронет.

В лагерь мы вернулись поздно вечером.

Через три месяца мне снова довелось побывать в Калигархе. Пастухи говорили, что после того случая тигр больше ни разу не нападал на буйволов, хотя по-прежнему живет в джунглях.

Перевел с хинди __Б. АНДРИАНОВ

1 Бабу-джи — уважительное обращение к старшему. — Прим. пер.