Вокруг света 1968-06, страница 75

Вокруг света 1968-06, страница 75

СЛЕДСТВИЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ, СЛЕДСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

января 1965 года журналистам было зачита-■ но официальное коммюнике следствия по делу бен Барки: «Речь идет о преступном предприятии, которое было организовано из-за границы и которому способствовало определенное сообщничество агентов французских специальных служб и полицейских». В коммюнике также сообщалось, что правительство отстранило от должности начальника СДЕКЕ генерала Жакье. Днем раньше был уволен в отставку подполковник Леруа-Фэнвиль. Лопес и полицейские Сушон и Вуато были взяты под стражу. Их виновность, пусть даже они действовали в качестве слепых орудий преступников, не вызывала сомнений.

Скупые строки официального заявления не удовлетворили дотошных журналистов. По их мнению, слишком многие важные моменты оставались неясными, чтобы можно было считать «преступление века», как окрестили дело о похищении бен Барки газеты, полностью раскрытым. Это-то и положило начало расследованию, в которое активно включилось немало французских и иностранных органов прессы, политических и общественных организаций. Словом, заработала такая гигантская машина, перед которой даже знаменитый «Интерпол» мог показаться скромным сыскным бюро. На печатных полосах стали появляться все новые и новые факты, показания добровольных свидетелей, заслуживающие внимания детали, убедительные выводы. И в конце концов из этой пестрой мозаики стала образовываться иная, достаточно аргументированная картина того, что произошло с марокканским лидером...

Полиция, например, тщетно ломала голову над противоречиями в показаниях двух главных свидетелей по делу бен Барки — бывшего негласного сотрудника французской контрразведки — СДЕКЕ Антуана Лопеса по кличке «Дон Педро» и мнимого «издателя», гангстера Жоржа Фигона, покончившего с собой буквально под носом у полицейских агентов. Трудно было поверить утверждению Фигона о том, что марокканский министр внутренних дел действительно пошел на уничтожение своего политического противника Мехди бен Барки, к то-

Окончание. Начало в № 5.

му же на территории дружественной Франции, и воспользовался для этой цели услугами уголовника Бушсеша и его сообщников. А может быть, прав Лопес, который упорно настаивал, что марокканский лидер был доставлен на виллу в Фонтенен-ле-Виконт лишь для политических переговоров с министром, причем последний даже не помышлял о его устранении. Следователи так и не решили, насколько соответствует истине та или другая из этих версий, ввиду отсутствия твердых улик.

Но такое положение не могло, естественно, остановить журналистов: раз нет прямых, нужно искать косвенные доказательства, решили они. Одна из гипотез французской прессы выглядела следующим образом.

Пока бен Барка находился в эмиграции, политический климат в Марокко (о нем мы уже писали в первой части рассказа) несколько изменился. В апреле 1965 года король Хасан провозглашает амнистию и предлагает Мехди бен Барке, лидеру левого лагеря, вернуться на родину. По сообщениям газет, в июне во Франкфурте-на-Майне состоялась встреча брата короля — принца Мулай Али с бен Баркой. Принц привез ему личное послание короля, добавив, что Хасан II «не может обойтись без своего учителя математики». (В сороковые годы Мехди, преподававший этот предмет во французском лицее в Рабате, был учителем наследного принца, ставшего впоследствии королем Хаса-ном II.)

Бен Барка в принципе не возражает, однако выдвигает два условия: во-первых, принятие специального закона о всеобщей политической амнистии, а во-вторых, увольнение в отставку министра внутренних дел Уфкира, занимавшего пост начальника полиции в 1963 году.

Итак, на первый взгляд у генерала Уфкира, по этой версии, были основания стремиться устранить такого политического противника, как лидер оппозиции Мехди бен Барка, тем более что его возвращение связывается с положением самого генерала. Однако здесь возникает целый ряд «но».

Если даже предположить, что генерал Уфкир готовил покушение на бен Барку, ему куда проще было поручить его выполнение наемным лицам, самому оставаться в тени. Что же вместо этого делает Уфкир? Как утверждает парижский журнал «Экспресс», министр посылает во Францию начальника тайной полиции майора Длими и дове-

72