Вокруг света 1968-09, страница 59

Вокруг света 1968-09, страница 59

Собственно говоря, он уже существует: ведь автоматические межпланетные станции тоже могут перенести жизнь с планеты на планету. Вот, к примеру, как выглядит санитарная обработка ракетного двигателя в изложении американского научного журнала (февраль 1968 года). «Компоненты топлива и двигатель подверглись шести последовательным циклам 29-часовой обработки газообразной окисью этилена, нагретой до температуры 49 градусов по Цельсию. После этого двигатель в сухой среде при температуре 124 градуса по Цельсию был шестикратно подвергнут повторной тепловой обработке общей продолжительностью 432 часа» (18 суток!).

Вот сколько забот может доставить один только двигатель. Но ведь человека не подвергнешь такой обработке! А он несет с собой целый мир живых существ... И тем не менее его скафандр должен быть стерильно чист — надо научиться уничтожать и самые выносливые из мельчайших живых существ. Поэтому сейчас, как никогда прежде, в центре внимания современной науки оказались те земные организмы, чьи свойства сообщают им необыкновенную живучесть.

Какую именно?

...Белок легко свертывается. Вода, без которой жизнь также немыслима, замерзает при нуле градусов. Что же, температурный интервал жизни уже лезвия бритвы?..

Однако бактерии, называемые термофильными, спокойно жнвут н размножаются в горячих, чуть ли не кипящих гейзерах. А некоторые микроорганизмы способны выдержать температуру и повыше ста градусов. Так как же с белком, который обязан свернуться при плюс шестидесяти? Он и свертывается— в пробирке. Но живой организм не пробирка. Это сложная самоорганизующаяся система: в ней белковые молекулы умеют защищаться.

Точка замерзания воды для жизни тем более не препятствие. Настолько не препятствие, что императорскому пингвину температуры, близкие к минус шестидесяти, не мешают выводить птенцов, а некоторые виды северных лишайников всегда живут в условиях арктических морозов. Более суровую среду на Земле трудно отыскать, но если бы она и нашлась, то жизнь и тут бы приспособилась. Приспособилась же она к условиям Марса! (Об этом еще пойдет речь.)

Камень несъедобен. Без кислорода нельзя жить. Без воды тоже. Говоря так, мы снова недооцениваем возможности живых организмов. Есть существа, которые прекрасно обходятся без атмосферного кислорода и даже... не выносят его (анаэробные организмы). Без воды хуже, без воды земная жизнь действительно немыслима. Однако воду можно не только брать, но и создавать, что и демонстрируют живые организмы. Пища? А что такое пища? Сулема (которой дезинфицируют) для иных микробов тоже пища. Растения потребляют углекислый газ, воду и соли. Микробы — хемоавтотрофы «поедают» сернистые минералы железа, меди, каолин и граниты.

Радиация безжалостно расстреливает клетки живых организмов. С удивлением, однако, ученые обнаружили в воде, омывающей атомные реакторы, бактерии, которые прекрасно себя там чувствовали. И даже синюю водоросль.

Воистину — всюду жизнь! В раскаленных песках Сахары и среди ледяных полей Антарктиды; в воздухе близ границ стратосферы и в нефтяных скважинах на глубине четырех километров. И более того: земные организмы могут жить на других плане

тах! Опыты по перенесению живых существ на Марс были поставлены в СССР и США — лабораторные, конечно. Были воссозданы теоретически возможные типы марсианских условий — и что же?

Выяснилось, что в бескислородной, чисто аргоновой атмосфере прекрасно прорастают семена ржи, кукурузы, риса и огурцов. С добавлением всего двух-пяти процентов кислорода список пополнили помидоры, репа, салат и другие растения. Между прочим, огурцы — изрядные неженки. В атмосфере же аргона — земному опыту назло — они прорастали при температуре плюс шесть-семь градусов. А уж такое закаленное условиями пустынь растение, как эв-фортия, чувствовало себя и вовсе превосходно в среде, где кислорода было 0,09 процента, давление равнялось одной десятой атмосферы, дневная температура колебалась около нуля, а почва содержала всего один-два процента воды. «Переброска на Марс» некоторых бактерий, грибков и их спор закончилась столь же успешно: «переселенцы» благоденствовали.

Это открывает невероятные перспективы. Не исключено, что когда-нибудь человечество захочет изменить природные условия Марса или Венеры — приблизить их к земным. И вот тогда в роли преобразователей скорей всего выступят те самые существа, о которых еще недавно говорилось в основном как о курьезах природы. По проектам советского географа И. Забелина, американского астронома К. Сагана и некоторых других ученых, такие существа, будучи переброшенными на другие планеты, заселят их, а заселив, постепенно изменят состав атмосферы, смягчат климат, создадут условия, в которых человек сможет себя чувствовать как дома.

Но не увлеклись ли мы фантастикой? Приспособление земных существ к неземным условиям — это реально, переброска их в другие миры — тоже... Но чтобы они изменили облик целой планеты — возможно ли это?

Не только возможно. Это уже было однажды.

Существа, способные обитать в самых «крайних условиях», оказались сегодня в перекрестье прожекторов не только потому, что они могут создать некоторые проблемы при космических путешествиях. Через их мир, как выяснилось, сегодня проходит не одна, а множество магистралей научного поиска. Попробуем пройти по некоторым из них. Вот первая магистраль. На ее указателе написано:

Дорога сквозь время, которая ведет к другим планетам

■■■Дул ядовитый ветер. Среди черных, серых, оливковых скал тяжеловесно плыли медно-красные потоки лавы. Тучи озарялись вспышками молний...

Примерно так, по данным современной геологии, выглядела наша Земля в ту эпоху, когда возникла и начала развиваться жизнь. Возникла — среди клубов метана, аммиака, углекислого газа — в атмосфере, где не было или почти не было кислорода.

Воздух — тот, каким мы его знаем, — возник позднее. Возник он уже тогда, когда организмы стали организмами, а не примитивными комочками органических молекул. Они-то — прежде всего водоросли — и создали современную кислородно-азотную атмосферу. Но ведь до этого жизнь развивалась во внеземной, с нашей точки зрения, среде! Долго развивалась — миллиард, два, может, и больше лет. Следо

57

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Приспособление растений к жизни на суше

Близкие к этой страницы