Вокруг света 1968-10, страница 35ни хорошо, ни плохо. Песков мастер суммы фраз, простых, на первый взгляд даже примитивных, если их брать в отдельности. «Под вечер вы присядете на старом пеньке. Слаще меда покажется хлеб с горсткой собранной под ногами брусники. А когда отряхнете с коленей крошки и нагнетесь к ручью напиться, в лесном зеркальце вы увидите лицо чрезвычайно знакомого вам помолодевшего человека. Он улыбнется: хороша жизнь!» Обратите внимание: словарь Пескова редко выходит за основной словарный фонд. Ни одного словечка «эдакого». Слова, которыми он пользуется, обыденны, но эти слова и особенно фразы, соприкасаясь друг с другом, вдруг странным образом Еспыхивают, звенят, поражают точностью и свежестью. Так роса на траве обыденна и мертва, пока ее не коснется солнце, да и сама роса будет просто каплей воды без травы, без солнца, без неба... Не у природы ли научился Песков этой пристальной ясности, звонкости, простоте? Песков делает вид, что не замечает в жизни плохих людей. Не верьте Пескову. Просто он борется с плохим в жизни своим оружием. Можно написать о браконьере фельетон. А можно попытаться воздействовать на его разум и совесть, восстановить в его душе и сердце разрушенную гармонию, развить в нем чувство красоты. Красота ведь тоже оружие. Выйдя на тему «Человек в природе», Песков нашел новые оптимальные варианты газетного серьезного разговора. На писательском уровне. Его учителя — Аксаков, Тургенев, Паустовский. Его поле борьбы — газета, которая потребовала найти неизвестные ранее, лаконичные формы подачи. Требование лаконизма заставило по-новому строить фразу и найти чисто газетное решение выразительности — фотографию, которая у Пескова играет свою, особенную роль. Надо ли говорить, что Песков блестяще владеет светописью? К нему не могла однажды не прийти счастливая мысль, что часть нагрузки, которую несет текст, можно переложить на фотографию. Конечно, она должна быть художественной, чтобы вобрать в себя долю мыслей и чувств автора. Фотография Пескова — это не иллюстрация к тексту, и текст его не пояснение к фотографии, это какой-то новый интереснейший сплав... Разве не потеряет что-то рассказ о бабке Антонихе, если на нас не взглянут ее глаза? Разве не потеряет для нас очарование «Осень в Вешках» без бабы, что с крутого яра спускается, звеня ведрами, к Дону по воду? Разве не потеряет своего мужественного накала очерк «Четверо на вулкане», если мы не увидим умных, напряженных лиц молодых исследователей? Вчера я встретил Васю Пескова в коридоре редакции. Он спешил в лабораторию, намотав на руку целый ворох фотопленки. Перед этим целый день просидел в библиотеке над листом. Черкал, вписывал, тяжело вздыхал. А теперь до ночи в красном сумраке лаборатории будет вглядываться в рождающиеся фотографии. Вот в этой не хватает света, этой бы прибавить черноты. Из ванночки проявителя он будет снова, как только что на листе бумаги, добывать запахи, шорохи, чувства... В. ЛЯШЕНКО, корреспондент «Комсомольской правды» 3 «Вокруг света» № 10 ИТОГИ ФЕСТИВАЛЬНОГО КОНКУРСА Фестивальный конкурс, объявленный нашим журналом, был с интересом встречен читателями. Всего поступило 236 ответов. Большинство участников провело серьезную подготовительную работу, прежде чем прислать ответы в редакцию. Это видно по письмам многих участников конкурса. «Нам пришлось прочесть много литературы, изучить историю Болгарии, познакомиться с историей фестивального движения», — пишут Э. А. Анненкова и И. Л. Гаускин из Кисловодска. «Узнала для себя много нового и интересного», — сообщает врач из Комсомольска-на-Амуре Эльвира Ляшенко. «Пришлось использовать материал четырех библиотек, вплоть до республиканской», — рассказывает Г. В. Жилинский, учитель из Минской области. В конкурсе приняли участие школьники, студенты, учителя, рабочие, служащие различных учреждений. Редакции приятно отметить, что большинство участников конкурса успешно справились с поставленными вопросами. В письмах читателей содержится немало интересных сведений. Несколько участников освобождения Болгарии от фашистской неволи вспоминают о тех героических днях. Бывший партизан Михаил Иванович Енчу из поселка Визимьяры Марийской АССР пишет: «Мы сражались около реки Мылица. Командиром отряда был Атанасий Баженов. Я там находился шесть месяцев». Александр Федорович Кондаков из Полтавы, принимавший участие в освобождении Болгарии, прислал рассказ об антифашистской борьбе болгарской молодежи. Сушинский Степан Феликсович, учитель из Новогрудка Гродненской области, рассказывает о том, как радостно встречали болгары советских солдат. «Дни пребывания в Тырново живут в моей памяти, хотя прошло с того времени почти 24 года». Редакция благодарит всех читателей, принявших участие в фестивальном конкурсе. Рассмотрев присланные ответы, жюри конкурса постановило присудить: Первую премию — туристскую путевку в одну из социалистических стран — НАГАЕВУ Сергею Васильевичу, электросварщику вагонного депо, станция Лихая Ростовской области. Вторую премию — путевку в международный молодежный лагерь «Спутник»: ЗАИКЕ Светлане, ученице 9-го класса, г. Запорожье; КАЦЕНКО Светлане Григорьевне, инженеру-конструктору, г. Одесса; ОВСЯННИКОВУ Николаю Степановичу, технику телеграфа, г. Павловский Посад Московской области. Третью премию — подписку на журнал «Вокруг света» на 1969 год: АЛЬБИЦКОЙ Галине Николаевне — химику, г. Норильск; ГРИБОВУ Константину — ученику 7-го класса, г. Выборг; ИШХАНЯН Сусанне Суреновне — машинистке, г. Ереван; КОНДАКОВУ Александру Федоровичу — товароведу, г. Полтава; МОРОЗ Татьяне — ученице 8-го класса, г. Каменец-Подольский; СТОРЧЕУСУ Анатолию Ивановичу — помощнику мастера судостроительного завода» г. Выборг. 33
|