Вокруг света 1969-05, страница 23ны, Синентинг бамбуковым ножом, помогая себе ногтями и зубами, проделал в дереве поперечную канавку. Ну, а лучок с ротанговой тетивой сделать было совсем нетрудно. Когда настала ночь, возле шалаша пылал костер. Наскоро поев, Синентинг отжигал в огне лишние куски от огнива, чтобы его можно было носить с собой в сумке. Для него это было самым ценным имуществом, которое не только спасало от холода, но и давало защиту от нападений диких зверей. Скоро должен был начаться сезон дождей, и Синентинг все чаще задумывался о том, что им нужно встретиться с другими людьми своего племени. Если в сухой сезон, когда можно было найти плоды на деревьях, они еще могли кое-как перебиваться, то во время дождей без собаки и хорошего куджура их ожидает голодная смерть. Нинг Ресиу была согласна с ним, хотя у нее были другие мысли о том, почему нужно искать людей. Дочке нужен муж, а в семье Ченгина-та, жившей у реки Батанг-Хари-Леко, с которой она встречалась прежде, были холостые мужчины. Три дня они шли по берегу реки, разыскивая место, где можно переправиться на другой берег, не замочив ног. Река, образовавшая завал из бревен на одном из перекатов, помогла им сама. Теперь нужно было держаться вместе, удвоить внимание и осторожность и главное — не охотиться, чтобы своим поведением не дать повода к враждебным действиям. На исходе дня Синентинг увидел на траве, ветках и стволах деревьев следы, оставленные людьми. Оторванный от гниющего ствола кусок коры, вырванный из земли корень, оставивший после себя еле заметное углубление, отогнутая ветка — все это говорило о том, что здесь был человек, человек, который, как и Синентинг, искал еду, — ползала ли она, росла в земле или летала. Когда вдали послышались голоса, Синентинг остановился и громко крикнул, предупреждая о своем приближении. Ему ответили, и все ускорили шаг, с нетерпением ожидая встречи, которую так долго искали. На свободном от кустов, открытом участке было разбросано несколько хижин на высоких бамбуковых сваях. Только сваи да редкий настил из жердей, заменяющий пол, отличал их от жилищ, сооружаемых на одну ночь. Если семья остается на одном месте на несколько дней, хижину поднимают над землей, чтобы защитить себя от нападения хищников. Возле большого костра, горевшего в центре поляны, на корточках сидело несколько пожилых мужчин. Женщины, собравшиеся под высоким деревом с расходящимися от ствола большими, плоскими, как доски, опорными корнями, разделывали черепах — любимое блюдо кубу. Синентинг подошел к группе мужчин, а Нинг Ресиу и сестра присоединились к женщинам, одетым, как и они, в короткие юбочки из луба. На этой поляне Синентинг с матерью и сестрой прожили несколько дней. Кубу не торопились расходиться. И тому была особая причина. Несколько молодых мужчин и девушек явно предпочитали общество друг друга всем остальным. Было ясно, что скоро появятся новые семьи. Поэтому Ченгинат и главы семей не торопились распределять охотничьи участки, для чего кубу и собирались вместе. Молодым, которые начнут кочевать отдельно от родителей, тоже нужно будет выделить территорию, так что лучше подождать и произвести раздел сразу для всех. Но вот назначили день свадьбы. В этот день с утра невесты и женихи принялись за свой туалет. Они приводили себя в порядок, соскребая ногтями корку грязи, покрывавшую тело. Отваливаясь, пласты грязи обнажали кожу, покрытую лишаями и сыпью. Родители и родственники готовили молодым новые набедренные повязки и юбочки. Неподалеку мужчины и подростки соревновались в метании куджура. Синентинг подошел к группе зрителей, которые одобрительными возгласами встречали каждый удачный бросок. Попасть было не просто. Шагазс в двадцати пяти между деревьями были натянуты побеги ротанга толщиной в мизинец. Большинство соревнующихся с первого броска поражали цель. Синентинг, как и его сверстники, давно уже метко бросал в цель бамбуковые палки. Теперь он с гордостью держал новый куджур, который за несколько дней сделал с помощью Ченгината. Ему было чем гордиться. Гладко отполированный, с крепко привязанным острым наконечником из обожженного и заточенного куска бамбука, куджур свидетельствовал, что Синентинг уже не ребенок, а настоящий мужчина. В полдень в центре поляны вокруг Ченгината собрались мужчины и женщины. Лицом к нему стояли три пары, которые сегодня должны были образовать новые семьи. Женихи заметно волновались. Хотя они сами выбирали невест, но быть или не быть новой семье, решали не они. Ченгинат поставил каждую невесту слева от жениха и соединил их руки. Затем, обратившись к первой девушке, сказал: — Челити, ты хочешь идти по лесу с этим мужчиной? — Да, — громко ответила она. — Лимас, — спросил Ченгинат у сестры Синентинга, — ты согласна уйти с этим мужчиной? — Да, согласна, — последовал ответ. — Сити Ремас, ты хочешь кочевать с этим мужчиной? — обратился он к третьей невесте. — Нет, — потупившись, призналась молоденькая, едва сформировавшаяся девушка и, повернувшись, отбежала к своему отцу, стоявшему неподалеку. Обескураженный жених отошел к своей семье. Его родственники не выказали ни гнева, ни обиды, услышав отказ девушки. Что же поделаешь, таков обычай. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужу, но до свадьбы она имеет право выбора. Ченгинат, указывая рукой на две оставшиеся пары, медленно, торжественным голосом проговорил : — Те, кого вы видите перед собой, отныне муж и жена. Если вы увидите их вместе, не мешайте им. Вечером у костра в последний раз собрались новые и старые семьи. Утром они должны будут разойтись, и быть может, их пути больше никогда не пересекутся в необъятной римбе. Синентинг сидел отдельно, прижимая к себе крупного щенка, которого подарил ему Ченгинат. Отныне ему предстояло жить одному, пока он не встретит себе подругу. Нинг Ресиу решила остаться с семьей Ченгината, у которого был самый большой участок. \ На рассвете Синентинг шагал по лесу навстречу новой жизни. |