Вокруг света 1970-11, страница 73Вероятно, человеку, впервые увидевшему гимнастические занятия, трудно понять, что это такое: собрались взрослые люди, зачем-то без дела размахивают руками, подпрыгивают на месте, а потом расходятся, ничего не сделав и ничего не добыв ... Столь же странными могут показаться стороннему наблюдателю и занятия по тренировке фантазии. А между тем это серьезная и очень напряженная работа. От занятия к занятию осваиваются приемы фантазирования: сначала простые (увеличить, уменьшить, сделать «наоборот» и т. д.), затем более сложные (сделать свойства объекта меняющимися во времени, изменить связь между объектом и средой), мысль приучается преодолевать психологические барьеры. Попросите придумать фантастическое растение — и 10 человек из 10 обязательно начнут видоизменять цветок или дерево, то есть целый организм. А ведь можно опуститься на микроуровень: менять клетку растения, и тогда даже небольшие изменения на клеточном уровне дадут удивительные растения, которых нет и в самых фантастических романах. Можно подняться на макроуровень — и менять свойства леса: опять-таки здесь окажутся интересные и неожиданные находки. Каждый объект (животное, растение, корабль, токарный станок и т. д.) имеет ряд главных характеристик: химический состав, физическое строение, микроструктуру («клетку») и макроструктуру («сообщество»), способ энергопитания, направление развития и т. д. Каждая характеристика может быть изменена, и приемов изменения тоже десятки. Поэтому в курс развития воображения входит обучение фантограммам, тренировка в их составлении и использовании. Фантограмма — это таблица, на одной оси которой записаны меняющиеся характеристики объекта, а на другой — главные приемы изменения. Богатство фантазии в значительной мере определяется обилием накопленных комбинаций, которые, в сущности, и есть фантограмма. Но до тренировки мозг хранит лишь разрозненные осколки таких комбинаций. А вот в результате профессиональной тренировки эти осколки с годами складываются в подобие целой фантограммы. За два месяца занятий большинство участников семинара научилось фантазировать вполне профессионально. Разумеется, умение фантазировать не означает умения писать фантастические произведения. Курс развития фантазии имел другую цель — помочь развитию изобретательских качеств. Изучение техники фантазиро вания нисколько не похоже на зазубривание шаблонных приемов. Одно и то лее упражнение может быть выполнено по-раз-ному в зависимости от личности человека. Здесь, как и в музыке, технические приемы помогают раскрытию индивидуальных качеств, и интересно выполненные упражнения порой доставляют подлинно эстетическое удовольстве, как хорошо сыгранная вещь. — Возьмите, пожалуйста, объектом дерево, — говорит руководитель занятий, — и используйте прием увеличения. Слушатель семинара, молодой инженер Н., выходит к доске. — Итак, надо увеличить дерево. Что ж, пусть его высота будет триста метров, даже четыреста... — Такие деревья существуют, — замечает кто-то с места. — Да, — соглашается Н., — но я только начал увеличивать. Допустим, высота дерева тысяча метров. Или две тысячи. Вероятно, ветви деревьев не выдержат собственной тяжести, они работают на изгиб, как консоли, вес увеличивается пропорционально кубу линейных размеров. Значит, ствол высотой в две тысячи метров будет иметь сравнительно небольшие ветви. Продолжим: две тысячи метров, три тысячи... — Пока нет нового качества, — напоминает руководитель. — Пусть высота будет десять тысяч метров. Тогда вершина попадет в область вечных снегов. Вот и новое качество... — Пожалуйста, чуть смелее, — настаивает руководитель. — Двадцать тысяч... — Метров? — Нет. Двадцать тысяч километров! В зале оживление. Неожиданный скачок: ствол дерева теперь в полтора раза больше диаметра Земли. — И как выглядит такое... гм... растение? На доске появляется рисунок Впрочем, Н. тут же спохва тывается: — Нет, не так... На ствол будет действовать сила Корио-лиса, вершина отклонится. К тому же вершина должна стремиться, вниз, к теплу, к воздуху... Инерция мысли: я увеличивал высоту, тянул ствол вверх. Ствол должен удлиняться, оставаясь у поверхности земли. Сразу отпадает вопрос о прочности. Дерево просто лежит на земле. — Вероятно, это не единст венное дерево, — подсказывает руководитель. — Конечно. Их много. И в целом это выглядит так. Появляется третий рисунок — Похоже на марсианские каналы... А почему бы и нет? Почему не допустить, что марсианские каналы не просто полосы растительности (была такая гипотеза), а именно глобальные деревья?.. Один из слушателей, аетрофи зик по специальности, возражает: — У так называемых марсианских каналов есть ряд особенностей; каждая новая гипотеза обязана их объяснить. Се зонные изменения, например. Удвоение некоторых каналов.. 70
|