Вокруг света 1972-10, страница 18

Вокруг света 1972-10, страница 18

шийся в хижины. Порывы ветра повторялись чуть не каждые полминуты, и каждый раз хижины содрогались предсмертной дрожью.

Я сидел на своем ложе из банановых листьев, из всех дыр в стенах и крыше меня обдавало словно из душа Шарко, и уже это само по себе было малоприятно. Но вдобавок я не мог отделаться от тревожной мысли: не обвинят ли меня намба в том, что виноват во всех этих метеорологических неприятностях я — чужак, впервые допущенный к

запретному ритуалу. Наступила короткая пауза между двумя атаками ветра, и я услышал шлепанье босых ног у входа в хижину. Я приготовился к худшему...

В хижину вбежал Метак, мой переводчик и друг, единственный человек в деревне, говоривший прилично по-английски. С него лила вода.

— Кэл, тебе нельзя здесь оставаться, — крикнул он, — твой дом не выдержит бури!

Я прикрыл аппаратуру полиэтиленовой пленкой,

Раскрашивают себя намба по строго определенным правилам. И по раскраске, как по визитной карточке, можно точно определить, с кем вы имеете дело. Эта почтенная замужняя дама, как видно по расцветке, — мать троих детей и к тому же занимает достойное место в женском иерархическом обществе.

Многие из своих табу и запретов намба не могут и даже не пытаются объяснить: они их просто неукоснительно выполняют — и все. Например, каждая замужняя женщина больших намба носит на голове свернутую накидку, сплетенную из листьев пандануса. Оказывается, старший брат мужа не имеет права видеть ее лицо. И если они случайно встретятся, женщина ловким жестом опускает накидку. Однако на все вопросы — а что же произойдет, если брат мужа увидит лицо? — большие намба отвечали: ничего не

будет, просто нельзя. <

Духи предков занимают в жизни намба почетное место: они и следят за тем, как живут их потомки, и мстят врагам, и даже сводят свои старые прижизненные счеты. Намба относятся к предкам почтительно и дружески и даже сажают их с собой за праздничный стол. Сажают в буквальном смысле слова, ибо после смерти каждого мужчины из глины делают его изображение в натуральный рост, раскрашивают в те цвета, что любил покойник, и помещают в святилище — «хижину отцов». Отсюда его можно брать по семейным и общедеревенским празд-никам. W