Вокруг света 1973-06, страница 78

Вокруг света 1973-06, страница 78

Пойдем ли мы дальше? Наступит ли день, когда между человеком и китами установится подлинное взаимопонимание? Ведь человек пришел в море с присущим ему желанием диктовать свою волю, заставить других животных слушаться и подчиняться...

особенно когда человек и кит будут чаще встречаться под водой. Уже теперь общественное мнение рассматривает убийство дельфинов как преступление. Очень скоро так же начнут смотреть на убийство китов.

КАРЛ-ЭРИК ФИХТЕЛИУС, СВЕРРЕ ШЁЛАНДЕР

ЗАЧЕМ КИТУ ДОМАГГЬ ?

TV звестно, что предки китообраз-ных жили на суше. Поэтому, чтобы понять поведение китов, полезно представить себе, какие требования новая, водная, среда предъявила их древним предкам и как они приспосабливались к этим требованиям.

Прежде всего к новой среде приспособились основные органы, например легкие. Потребность китов регулярно всплывать на поверхность за воздухом может показаться недостатком. На самом деле успешное существование в море китообразных отчасти объясняется именно тем, что они дышат, воздухом. Расход кислорода у теплокровного, активного животного в жадно поглощающей тепло воде настолько велик, что китам для дыхания под водой понадобились бы гигантские жабры.

Куда проще изредка всплывать за воздухом на поверхность.

Сердечная же деятельность, пищеварение, мышечная активность и прочие функции не обязательно должны меняться при переходе в водную среду. Правда, китам пришлось усваивать совершенно новый способ передвижейия, но основная модель строения тела млекопитающих оказалась достаточно гибкой. Даже удивительно, как мало изменений понадобилось, чтобы китообразные из четвероногих превратились, так сказать, в рыб.

По-настоящему серьезные и важные изменения потребовались в другом, и для нас, наземных существ, характерно, что мы лишь недавно обратили внимание на это.

Карл-Эрик Фихтелиус и Сверре Шё-ландер — шведские биологи, специализирующиеся на морских животных. Их точка зрения на способности к мышлению крупных морских животных выражена в книге «Человек, кашалот и древо познания», из которой мы приводим отрывки.

Речь идет об ориентировании и коммуникации.

Казалось бы, нетрудно сообразить, что при переходе из среды с почти не ограниченными для зрения возможностями в океан, где видимость в лучшем случае достигает 20—30 метров, а чаще всего совсем отсутствует, животное должно освоить совершенно новые способы ориентирования. Но для того чтобы понять это, нужно взглянуть и на себя «со стороны». Лишь сейчас человечество может сделать это. Как голубой кит — который собственного хвоста не видит, — в среде, где ни зрение, ни обоняние не помогают, в кромешном мраке, на глубине тысячи метров, находит свою добычу? Как животные держатся стадами, если самих себя не видят, как детеныши отыскивают матерей, а матери детенышей?

Потребовались новые способы ориентировки и коммуникации, и можно лишь поражаться, что открытие этих способов — в частности, акустической локации — стало сенсацией двадцатого века, если вспомнить, что еще Аристотель знал о способности китообразных издавать звуки...

Прямых данных об использовании локации для ориентировки у кашалота, правда, пока не собрано, но получены магнитофонные записи отрывистых, щелкающих звуков, которые у других китообразных служат именно для эхолокации.

О том, как общаются кашалоты, тоже мало известно сверх того, что это у них получается. Китобои много раз наблюдали, как раненый или напуганный кит передавал сигнал тревоги своим сородичам на расстояние до 10 километров. Кроме щелканий, у кашалотов различают различные скрипучие звуки довольно низкой частоты.

Недавно доказано, что такие звуки служат для коммуникации у горбача. Интересно, что «пение» горбачей было отмечено примерно на глубине тысячи метров, как раз там, где близко расположены два звукоотражающих слоя. При такой силе звучаний, какая была зарегистрирована, в пределах водных слоев, отражающих звуки, сигналы могли быть уловлены за сорок тысяч километров с лишним (расстояние, превышающее окружность Земли)! Если даже сделать поправки на всякого рода помехи, выходит, что в этом слое киты могут общаться через весь Тихий океан! Если горбач пользуется этим способом, мы вправе предположить, что и кашалоты им владеют.

К тому же известны случаи, когда кашалоты «разговаривают» с корабельными эхолотами. Другими словами, уловив регулярные импульсы эхолота, они шлют синхронно ответный сигнал. Правда, они скоро обнаруживают свою ошибку, но самописец эхолота успевает их засечь, что позволяет определить глубину, на которой ходят киты.

Издавна известно, что кашалоты живут небольшими группами, построенными по принципу гарема. В стадо, возглавляемое старым самцом, входит от двадцати до пятидесяти самок и детенышей. Встречаются также (как и у некоторых наземных млекопитающих) группы молодых самцов, они мигрируют самостоятельно, заходя на север и на юг дальше, чем «гаремы». Есть самцы-отшельники.

О других чертах стадного поведения также известно немного, ведь китобои всегда распугивают стада кашалотов. Отмечено, что кашалоты одновременно ныряют, пускают фонтаны, выпрыгивают из воды, что вроде бы говорит о каких-то формах общения. В этой связи зарегистрированы и определенные щелканья. Как ни странно, есть много данных о том, как китобои подстреливали одного кита за другим, а другие члены стада при этом не обращались в бегство.

Много раз описывалась одна черта поведения кашалотов, которая пока совсем не объяснена: киты располагаются «звездой», нос к носу, и бьют хвостами. Что это — вид коммуникации? Оборонительное построение? Для ответа

76

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Рекорд ныряния без акваланга на 72 метра

Близкие к этой страницы