Вокруг света 1973-10, страница 14

Вокруг света 1973-10, страница 14

сочувствующих ПАК запоминать, кто и что говорит на них, и потом писать отчеты для шефа. Постепенно Майкл и сам научился бойко разглагольствовать о несправедливости общества в ЮАР, где у подавляющего большинства людей отобраны элементарные права, где благополучие немногих строится на принижении тех, кто имел несчастье родиться с темным цветом кожи. То, что кое-кого из студентов потом арестовывала полиция, мало трогало его. Как это ни парадоксально, но Майкл считал, что именно черномазые виноваты в его падении, в том, что из господина он превратился в недочеловека. За это он мстил и им, и либералам-подстрекателям, которые предавали свою белую расу. Когда в марте шестидесятого Присман читал газетные отчеты о беспорядках в Шарпеви-ле и Ланге2, он воспринял как нечто вполне естественное описание того, как полицейские сомкнутыми рядами шагали по телам убитых и раненых, как на пыльных пустырях под палящими лучами солнца вырастали штабеля трупов. Жестокая необходимость.

Первым серьезным делом, которое Майкл Присман смог записать в свой актив агента политического отдела, было раскрытие группы саботажников, именовавших себя «Поко» — «Одиночка». Тогда он заканчивал последний семестр в университете. После нескольких месяцев Присман вывел агентов Крокодила, как называл он теперь шефа, на верный след. «Поко» оказалась твердым орешком. Эти дьяволы крали динамит из университетских лабораторий, на шахтах, провозили из Англии, а потом подрывали линии электропередачи, радиомачты. Причем взрыватели, которые их научил делать бывший офицер — англичанин Уот-сон, срабатывали, когда все участники операции спокойно спали в постелях. Никаких улик. Да, Присману пришлось потрудиться, пока он сумел наколоть Уотсона и Лефтвича.

Жаль только, сам Роберт Уотсон ускользнул, провел шпиков Крокодила, как детей. Заметив слежку, Уотсон вылетел в Иоганнесбург, где остановился в отеле «Президент». Агенты сами видели, как он взял шикарный номер, заплатив за неделю вперед, купил снотворного и попросил портье разбудить его в восемь утра. Через час в холле поднялась суматоха. Кто-то вызвал «скорую», сообщив, что прямо там рожает приезжая. Скорее всего это сделал Уотсон, под шумок скрывшийся из гостиницы. Никаких следов его найти не удалось.

Ничего не скажешь, проделано было чисто. Правда, это теперь Присман беспристрастно отдавал должное профессиональному искусству Уотсона. За прошедшие годы Майкл здорово изменился. За его внешностью улыбчивого интеллигента скрывалась электронно-счетная машина, способная моментально просчитать десяток вариантов и выбрать наилучший. Именно поэтому он не только сумел остаться в живых, но и успешно поднимался вверх по ступенькам служебной лестницы на сверхтрудной работе тайного агента БОСС.

Майкл Присман помнил даже день, когда он стал таким. Это произошло после того, как они взяли Лефтвича и ван Рин зверски бил «одиночку», добиваясь показаний.

В конце концов Лефтвич дал показания. Была

1 ПАК — Панафриканский конгресс ЮАР — либеральная организация, выступающая против расистского режима.

2 21 марта I960 года в рабочих поселках Шарпевиле и Ланге были расстреляны мирные демонстрации африканцев против закона о пропусках.

арестована руководящая двойка «Поко»: Джона Гарриса казнили, Реймонду Айзенстайну дали семь лет. Организация саботажников была разгромлена. Благодаря Майклу Присману.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Майкл уже не помнил, когда у него появилась привычка в трудные минуты мурлыкать заученный в детстве псалом «Хотя прохожу по долине смерти...». Впрочем, в Тананариве таких ситуаций почти не было. Все складывалось как нельзя лучше. Присман снял двухэтажный особняк в центре города с видом на озеро, за которым справа расстилалась долина реки Икупы. Аккредитовавшись в качестве корреспондента южноафриканской газеты «Ди трансваалер», он принялся выполнять рутинные обязанности резидента БОСС: завязывал знакомства среди чиновников, активистов правящей социал-демократической партии, местных европейцев, опасавшихся алжирского варианта и мечтавших о варианте родезийском. Для вербовки агентуры и осведомителей это был благодатный материал.

Единственно, что действовало на нервы, так это одиночество. В свое время Майкл вынужден был расстаться с Элли. Даже если его тайна никогда не выплывет наружу, в силу сложных законов генетики кто-нибудь из их детей мог родиться со слишком темной кожей. В таком случае даже ван Рин не спас бы Присмана от тюрьмы за умышленное сокрытие своего неевропейского происхождения при женитьбе на белой. О браке с цветной не могло быть и речи. Здесь в спокойном, немножко сонном Тананариве он почувствовал, что не прочь хотя бы на время отказаться от вынужденной свободы: ему до смерти надоело проводить уик-энды в пресс-клубе на Авеню Независимости, накачиваясь джином с тоником в космополитической компании таких же «профессионалов пера», как и он сам.

Да, Крокодил был прав, Мадагаскар не Замбия, где ему пришлось достаточно горячо. Хотя бы последний раз, когда Присман с шестью агентами проводил операцию «Импала». Их вооружили автоматами и гранатами и ночью высадили с вертолета на территории Замбии неподалеку от границы. К рассвету они вышли к водопаду Нгамбе и переправились на правый берег Замбези. Там-то группа и нарвалась на южноафриканский патруль. Когда их окружили, Присман лично пристрелил двух мулатов, которые от страха совсем ошалели и пытались оказать сопротивление. «Пленных террористов» здорово отделали, пока довезли до ближайшего полицейского поста. Позднее, в Претории, когда их представили журналистам, выглядели они вполне убедительно. Особенно белый «главарь» коммунистов — Майкл Присман. Неудивительно, что он все с готовностью выложил на пресс-конференции. И как его завербовали в Лусаке, и как готовили на Кубе для совершения диверсий на алмазных копях в Юго-Западной Африке. Исповедь агента БОСС вызвала сенсацию. Во всяком случае, правительство Хита немедленно согласилось продать ЮАР крупную партию оружия стоимостью в двести миллионов фунтов стерлингов.

Конечно, шеф уверен, что Присман получил назначение в Тананариве в качестве награды за «Импалу». Но, во-первых, вместо этого Майкл вполне мог получить пулю в лоб от замбийских

12