Вокруг света 1973-11, страница 79и выстроил лестницу, входящую в пасть высеченной в скале скульптуры льва. С тех пор эта скала получила имя Сигирия — горло льва. А на плоской вершине построил Кассапа дворец, куда собрал все свои драгоценности. Верные слуги нового правителя и приближенные его поселились вокруг. ...С одной стороны скала напоминает колоссальный плоский гриб, осевший на один бок, с другой — тушу какого-то спящего животного. На плоской вершине еще сохранились следы царского дворца — остатки каменного фундамента, широкие лестницы, местами поросшие травой, облицованные камнем и уже кое-где просевшие прямоугольники бывших царских бассейнов, теперь уже просто каменные ямы, поросшие корявым кустарником... Стоя на этой высоте, ощущаешь беспокойное чувство оторванности от земли и людей... Постоянный ветер носит с места на место хрусткий песок и сыплет его в пропасть. Голо. Одиноко. Неуютно. А в непостижимой дали — застывшая синева гор... Кассапа н здесь не чувствовал себя спокойно, неомраченные сновидения — высшая благодать богов — покинули его. По ночам придворные танцовщицы под удары бубнов и звуки флейт услаждали царя. А с восходом солнца шел Кассапа к северной стене и часами недвижно стоял там, подозрительно вглядываясь в даль топкой долины, в гущу зарослей окрестных джунглей... И ждал. Смутное чувство обреченности приводило его в ярость. В такие минуты он, пренебрегая даже навечно поселившимся в нем страхом, спускался в долины и в сопровождении телохранителей бродил между крепостными валами, обходил загоны боевых слонов. Однажды для укрепления водостоков и украшения дворца пригнали монастырских ремесленников. В числе их были художники — мастера из Индии. Узнав об этом, Кассапа призвал их к себе, желая услышать что-нибудь о Моггаллане. Художники, услышав о требовании царя, пали ниц со словами: «О повелитель! Не вели нас карать за правду!» Кассапа подал знак рукой. «Да не омрачит тебя наша весть! Под знамена принца из страны Ланка собирается великое множество воинов». ...Кассапа вновь обошел глубокие заградительные рвы, заполненные водой, неприступные каменные стены, несколько раз опоясавшие подножие крепости, где в гранитных нишах, слившись со скалой, притаились дозорные... «Все равно Моггаллане меня не достать», — решил Кассапа. И мастерам-художникам было приказано вновь браться за работу и продолжать роспись кадапатпа-вуры — зеркально-гладкой стены, предназначенной для фресок, каких еще не было. Этими фресками Кассапа словно хотел вымолить прощения у богов за страшный грех своей жизни ...Знаменитые фрески с изображением сигирийских красавиц — апсар, еще частично сохранившиеся, являются одной из неразгаданных и великих тайн творения искусства древности. Подсвеченные отраженным солнцем, они как бы парят в облаках над пропастью уже свыше пятнадцати веков — живые и прекрасные в своей наготе. Сияющие тела их подобны луне... Странницы на холодном ветру. Не сдует ли их он? Нет, он их удерживает там, Где они рождены. Эти слова были начертаны кем-то на стене примерно в VII—XI веках. Говорят, что в штукатурную основу и краски, изготовленные особым способом, входили яичный белок, известь, дикий мед. Но в каких пропорциях? Это тайна и по сей день... Настал день, когда Моггаллана высадился на родную землю. В одну из ночей его войско подошло к Сигирии и стало неподалеку от крепости. Кассапа спустился по каменной лесенке к краю бассейна. Исколотое звездами небо отражалось в воде. О чем говорило оно? Что затаило? Усиливались дозоры, были подняты веревочные лестницы. Сигирия готовилась к осаде... Кассапа видел сверху отдаленные огни, подобные искрам светлячков в темноте, они приглушенно мелькали в гуще зарослей. Ночь. Что сулит она ему, дрогнувшему душой? Сомнения, страх и снова сомнения... Кассапа понимает, что не готов к бою. И он не примет его. Он останется наверху, застыв, как эта вода. Много раз рождался день и наступала ночь, высеивая звезды над зеленым ковром долины. Никому не ведомо, сколько это продолжалось. Но вот однажды младший брат очень уж оскорбил старшего, назвав его трусом в своем открытом послании через гонца. Обидные слова были четко вдавлены медным стилом на гладком листе из священного дерева ойя. И, забыв страх, Кассапа бросил на врага свое войско... Небо огласилось шумом сражения, ревом боевых слонов и посвистом стрел. На боевом слоне Кассапа ищет Моггаллану, чтобы скрестить с ним оружие, но попадает в болото. Кассапа поворачивает слона назад... А воины Кассапы принимают этот маневр за сигнал к отступлению — бегут с поля сражения. Поняв, что сражение проиграно, Кассапа выхватил кинжал и ударил себя в горло. Сигирия пала. Время медленно и неумолимо поглотило темную память о царе-отцеубийце, оставив лишь легенду, глубокие следы на скале от крепостных сооружений и дворца да парящих апсар в каменных нишах на «зеркальной стене». Л. ВЫГОННАЯ 77 |