Вокруг света 1975-01, страница 64

Вокруг света 1975-01, страница 64

ли их на выставку из самых разных городов: Гонолулу, Заморы, Бостона, Амстердама, Брюсселя и Ленинграда.

Нас, однако, интересуют только те гобелены, где изображен был единорог.

Средневековые зоологи описывали единорога так: «...Се зверь, коню зело подобный, с копытом раздвоенным, брадою козьею, коего лоб длинным витым рогом увенчан. Быстр он весьма и дик. Охотникам зверя сего схватить никогда не удается. Единый же к сему способ таков: молоденькая непорочная девица, в лесу сев и ласкою к себе неукротимого зверя приманив, положит главу его к себе на колени. Зверь же, ласкою плененный, тут же немедля и уснет. Ловцы тогда им без усилий великих овладевают...»

История не сохранила для нас имен охотников, которым все-таки удалось поймать единорога. Зато описаний этого, очевидно, все-таки никогда не существовавшего животного осталось предостаточно.

«Быстрота и проворство его невероятны. Вы видите, как он нападает на какого-нибудь из своих исконных врагов (льва или слона, например) и страшным рогом своим разносит их на куски. Рог сей к тому же и упруг — окружат единорога охотники у края пропасти, вмиг мощным прыжком взнесется над скалами и вот уж летит в пропасть, выставив рог. Согнется рог и тут же распрямится. Зверь сей мудр, а потому любит одиночество и тишину. Укротить его нельзя, и пищу из чьих бы то ни было рук не приемлет».

В довершение ко всему единорогу приписывали способность распознавать фальшь и зло. А вера в лечебные свойства единорожьего рога пришла в Европу с Востока. (Есте

ственно, что рогом торговали. И конечно же, это был не рог столь невероятного существа, а обычный бивень кита-нарвала — весь витой и длинный — метров до двух.) В начале XVII века процветала в Париже у Нового моста лавчонка, где торговали обыкновенной водой, но в кадку погружен был кусок «единорожьего рога». Вода считалась лекарственной, и ее охотно покупали...

Так что вполне естественно, что единорог был непременным действующим лицом многих средневековых легенд, а также составным элементом в гербах самых знатных домов Европы. Неудивительно было потому обилие гобеленов с изображением единорогов.

Сначала искусствоведы интересовались обычными вещами. Что изображено на гобеленах? Для кого были изготовлены? Кто автор?

Семь гобеленов изображали охоту на единорога — самый обычный средневековый сюжет. На других шести — дама с единорогом. Было высказано предположение, что гобелены с охотой выткали в качестве свадебного дара королю Людовику XII в 1499 году, когда он собирался жениться на вдове короля Карла VIII Анне. На каждом из гобеленов можно разобрать буквы АЕ — первую и последнюю буквы ее имени: ANNE.

В 1728 году гобелены «Охота на единорога» попали в замок Вертэй. Во время Велйкой французской революции с них убрали королевские гербы.

Гобелены же «Дама с единорогом», по мнению французской специалистки Женевьевы Сушаль, принадлежали знатному роду Ле Вист. Доказательством служит изображенное на них наклонное синее бревно с тремя серебряными

полумесяцами — гербом Ле Вистов. Эти гобелены, кстати, сохранились лишь благодаря счастливой случайности. В 1833 году родовой замок, где •они хранились, стал помещением вице-префектуры, и бесценные произведения искусства долго служили... обычными половиками, по которым ходили префектурские писаря. И когда семнадцать лет спустя вице-префектуру случайно посетили Жорж Санд и Проспер Мериме, они-то и спасли гобелены, заметив под слоем пыли и грязи единорога и прекрасных дам.

На первый взгляд оба гобеленных цикла не имеют, не считая единорога, ничего общего. Техника их изготовления различная: горизонтальная основа в «Охоте», вертикальная — в «Дамах». У «Охоты» богаче материал: тонкая шерсть, множество металлических нитей, богатые оттенки цветов. В «Охоте» вытканы одни мужчины, в «Дамах» — женщины.

Тем не менее сходство рисунков — а именно оно бросилось в глаза в первую очередь, когда оба цикла поместили рядом, — бесспорное: тот же единорог, те же собаки. Но особенно веским аргументом тождества стало мнение ботаников: на гобеленах насчитали сто один вид цветов и трав. И все они совпадают.

Это могло означать лишь то, что «сценарий» обоих циклов принадлежит одному и тому же художнику.

А это значило, что и те и другие гобелены составляют единое целое.

Но кто создал их и почему их разделили, знает лишь единорог.

А благородный зверь умеет хранить тайну...

По материалам иностранной

печати подготовил Л. ОЛЬГИН

СЕВЕРНОЕ КИПЯЩЕЕ МОРЕ

Под слоем вечной мерзлоты и далее к югу в Западной Сибири есть горизонты едьа ли не кипящей воды. Только на одной трети низменности, по сугубо предварительным подсчетам* * находится около шестидесяти пяти тысяч миллиардов кубических метров воды. Волга с ее годовым стоком в двести пятьдесят миллиардов кубических метров могла бы излить это «мор^» лишь за двести пятьдесят с лишним ле*.

Лед вблизи поверхности; ниже в порах и пустотах пород холодная вода, затем теплая, горячая и наконец на глубинах четырех-пяти тысяч метров вода при темпера!уре почти сто пятьдесят градусов (только давление мешает ей тотчас обратиться в пар). Такова Западносибирская равнина в вертикальном разрезе.

Сопоставляя энергетический потенциал гидротерм с тем, что хранят наши месторождения нефти, газов, угля, сланцев, советские ученые пришли к неожиданному выводу: подземное тепло содержит в себе больше энергии, чем нефть, газ, уголь, сланцы, вместе взятые.

Кроме того, гидротермы — это, по существу, вечный двигатель, так как добытую и отдавшую 1*епло воду можно закачивать обратно в недра, и там она снова нагреется. Одновременно гидротермы несут ценные химические вещества, которые можно извлекать попутно. Уже сейчас многие города и рабочие поселки задумано перевести на обогрев подземным теплом. Но это лишь начало. Не исключено, что в будущем «северное кипящее море» станет крупнейшим энергетическим центром страны.

ЗАГАПИИ ПРОЕКТЫ СЛТЧРЫТИЯ

62

*Jf»