Вокруг света 1976-01, страница 11тий, и срубленный тростник летит в общую кучу, называемую «тон-гой». Так, теперь опять: раз, два, три... раз, два, три. Чувствуется, что Рубен щадит нас, объявляя чаще обычного перерывы. Некурящие с жадностью набрасываются на глиняные «го-рафы» (кувшины), из которых льется прохладная вода... Нет, не всегда следует доверять дилетанту с двухнедельным туристским стажем, взахлеб рассказывающему о романтике рубки тростника и удовольствии, которое он получил, в течение полу-тора-двух часов размахивая мачете. Поверьте, что человеку, который от зари до зари каждый день занимается этой работой, не до романтических восторгов. Сообщения о ходе очередной сафры публикуются ежедневно на первых полосах газет, и они напоминают скорее сводки с фронта, чем отчет о празднестве Фидель Кастро как-то заметил, что профессия мачетеро — одна из самых тяжелых и отупляющих на земле. В тридцатиградусную жару и при почти стопроцентной влажности невыносимо тяжко не только махать увесистым мачете, но даже дышать и разговаривать. Поэтому давайте оставим раз и навсегда представление, которое, к сожалению, бытует еще кое-где, что тропический климат — сплошное благо, где все плоды растут сами по себе — протяни только руку. Обыватель и впрямь иногда не прочь поверить утверждениям, будто сафра и фиеста — слова-синонимы, а работа в тропиках — сплошное развлечение. Нет, кубинцы не только «пляшут и поют», как об этом кое-кто думает. А тому, что у них хватает сил после невероятно тяжелого рабочего дня на задорную песню и огненную пачангу, нужно удивляться и завидовать. После многочасовой «разминки», когда рубашка потемнела от пота и, не переставая, ныла спина, мы отправляемся в кафе «Рио кристаль». На потемневшей стене сработанного под старину, как мне показалось, павильона я прочел надпись, которая заставила ужаснуться. «В этом бараке, — гласили чугунные буквы, — жили рабы, привезенные из Африки, которые были главной рабочей силой на плантациях сахарного тростника. Сотни людей погибли здесь от кнута и кандалов, тысячи — от изнурительного труда». Вот она, страшная правда: не только кнут и кандалы, а обыкновенные тростник и мачете стали причиной гибели многих тысяч невольников... История появления сахарного тростника на Кубе относится ко времени второго путешествия Колумба в Вест-Индию, вместе с которым пересекли океан и первые саженцы тростника. На Кубе он обрел вторую родину. И очень скоро перед сахарозаводчиками встала проблема: где взять людей для тяжелой физической работы на рубке тростника? Коренные жители Кубы — индейцы сибонеи и тайны — были почти полностью истреблены, а белые колонисты для этого явно не годились. И вот 30 декабря 1595 года испанский король Филипп II подписал указ, по которому разрешалось ввозить рабов-негров из Африки для ускоренного развития сахарной промышленности. Если верить архивным данным, то за период с 1521 по 1873 год было привезено 816 378 черных невольников. Известный испанский гуманист Бар-толоме де лас Касас писал в то время: «В былые времена все были убеждены, что, если негра в один прекрасный день не повесят, он вообще никогда не умрет, так как мы ни разу не видели, чтобы негр умер своею смертью от какой-то болезни, ибо воистину негры, так же как и апельсиновые деревья, обрели землю, которая словно создана для них и подходит им больше, чем их Гвинея. Но после того, как негров отправили работать на плантации, они познали и смерть и болезни от тяжких трудов... А потому при всякой возможности они бегут группами и берутся за оружие». Впрочем, не будем слишком увлекаться историей. Ясно одно, возделывание тростника уходит корнями в века, как наше исконное землепашество. Годы, прошедшие со дня победы кубинской революции, внесли много перемен в жизнь Кубы. Изменился и труд на плантациях. Сегодня мачетеро — самая почетная и уважаемая в стране про фессия. Имена героев народных сафр, лучших мачетеро, знает вся страна. Их приглашают в президиумы торжественных митингов и собраний, награждают туристскими поездками Но не о почестях и лаврах мечтают те, кто сегодня с мачете в руках наполняет «сахарницу мира». Мне, например, навсегда запомнилась встреча с Национальным героем труда Рей-нальдо Кастро. Его биография — это типичная судьба сотен тысяч кубинских крестьян. Впервые Рейнальдо взял в руки мачете и отправился помогать отцу в поле, когда ему не исполнилось еще и восьми лет. Вскоре, десятилетний мальчишка стал сиротой. У матери на руках осталось пятеро сестер и братьев, и старший, Рейнальдо, взвалив на свои мальчишеские плечи ответственность главы семьи, пошел на плантацию мачетеро, как взрослый. Одиннадцать сафр при капитализме Рейнальдо запомнил не только соленым потом и работой от зари до зари. Много месяцев его мачете лежал без дела, так как хозяин сахарного завода регулярно сокращал посадки трост 9 |