Вокруг света 1976-03, страница 52

Вокруг света 1976-03, страница 52

разложен обычный набор товаров бродячего торговца: резные фигурки из розового и сандалового дерева, бронзовая чеканка, медные кубки и подсвечники, сувенирные поделки из рога буйвола. Однако разговор мы вели о том, чего перед нашими глазами не было. Я попросил достать мне «что-нибудь действительно очень древнее» и дал понять при этом, что меня не очень волнует, откуда возьмется старинная вещица.

Через три дня потертая личность появилась во дворике моего дома и, воровато озираясь, извлекла из мешка с уже знакомыми товарами два небольших предмета, завернутых во множество тряпок. Торговец одну за другой разворачивал тряпицы, которым, казалось, не было конца. Наконец на свет божий явились две деревянные статуэтки высотой сантиметров по пятьдесят. Они и вправду производили впечатление очен^ старых — черное потрескавшееся дерево, мелкие щербинки на надменных ликах божеств, отколотые уголки основания. А вдруг мне на самом деле принесли ценную старинную вещь, украденную из храма или музея? И я становлюсь реальным соучастником кражи?! Однако в течение последующего получаса мои страхи, к счастью, полностью развеялись.

— Вы не видели, здесь не было полицейских? — личность старательно изображала испуг и постоянно оглядывалась. — Давайте деньги, забирайте товар, мне надо поскорее уходить.

— Сколько?

— Всего 500 рупий.

Я предложил ровно в двадцать раз меньше. Через пять минут торговец сбросил до четырехсот, а я накинул до тридцати. Прошло еще двадцать минут, в течение крторых мой контрагент призывал Брахму, Будду, Христа, Аллаха и всех прочих известных небожителей, несколько раз вскакивал, как бы порываясь уйти, начинал заворачивать божков в бесчисленные тряпки и даже делал несколько шагов в направлении калитки, однако неизменно возвращался, и торг начинался снова, Еще через полчаса мы сошлись на сорока пяти рупиях. По довольной физиономии торговца я понял, что переплатил раза в полтора, и тогда окончательно убедился, что приобрел не краденую ценность, а заурядную подделку, рассчитанную на дилетантов.

Когда незадолго до описанного эпизода я поведал знакомому

индийскому журналисту о своем намерении соприкоснуться с миром мошенников и контрабандистов, он посоветовал мне в качестве первого шага «заказать» бродячему торговцу какую-нибудь древнюю вещицу. «Гарантирую, что ничего древнего или просто стоящего тебе никто не принесет, а вот с мелким мошенником ты познакомишься. Добраться до настоящего контрабандиста очень трудно, эти люди осторожны и недоверчивы. Не зря у нас их зовут невидимками».

Позже мне удалось не только поближе познакомиться с некоторыми мелкими мошенниками, но и увидеть, как делаются различные «древние» вещицы. Берется кусок дерева. Мастер средней руки вырезает фигурку божества, стилизованную под древность или средневековье. При этом изделие намеренно деформируется: откалывают ухо, кончик носа или руки, чтобы «наложить печать времени». Затем фигурку обжигают, дерево слегка трескается. Наконец «полуфабрикат» зарывают в землю, а через год достают готовое изделие, вполне похожее на раритет. Остается найти покупателей, в которых, как правило, недостатка не бывает. Каждый год Индию посещают сотни тысяч иностранных туристов, почти каждый из них стремится приобрести что-нибудь оригинальное. Вот тут и появляются торговцы «древностями». Нередко при этом разыгрывается «тамаша». На хинди это слово означает спектакль, а на жаргоне мелких жуликов — короткое представление с целью сбыть товар за приличную цену.

Тамаша «ставится» примерно так. У стен древнего Красного форта в Дели, или у беломраморного Тадж-Махала, или в пещерах Аджанты появляется группа приезжих. После часовой экскурсии измученных жарой и жаждой туристов тянет к ящикам с ледяной кока-колой, и тогда возле них возникает мальчишка лет двенадцати. Он показывает горсть монет конца прошлого или начала нынешнего столетия. Естественно, среди туристов всегда оказывается хотя бы один человек, желающий купить монету. Вот тут-то и появляется второе действующее лицо тамаши. Это, как правило, прилично одетый молодой человек, весьма сносно говорящий по-английски. Он тоже смотрит монеты и стыдит мальчишку за то, что тот просит слишком много. Потенциальный поку

патель проникается невольным доверием к неожиданному помощнику, который чаще всего оказывается «студентом исторического факультета местного университета». Разумеется, обрадованный клиент, как правило, мало смыслящий в нумизматике, обращается за консультацией к «студенту». Тот без особого труда сбивает цену, назначенную мальчишкой, раза в три, а его авторитет в глазах туриста возрастает в обратной пропорции. «Совершенно внезапно» мнимый студент замечает в руках мальчишки нечто особенное. Он внимательно рассматривает монету, трет ее о рукав, пробует на зуб, наконец достает увеличительное стекло-Туристы заинтригованы.

— Кажется, это редчайшая монета, — говорит наконец «студент». — Она хоть и не очень старая, но в музеях мира и частных коллекциях таких всего несколько штук. Этой монеты не сыщется даже в Британском музее!

Туристы переглядываются недоверчиво и несколько растерянно. Тот из них, кто уже купил дешевенькую монетку, нерешительно берет в руки «редчайший экземпляр» и изучает его. Потом диковинная монета вновь переходит в руки «студента».

— Нет, ошибки быть не может, — на внятном английском языке бормочет он как бы про себя. — Чистое серебро, характерный обрамляющий орнамент... Да ведь эту монету я видел в учебнике истории! — радостно восклицает главное действующее лицо тамаши, обращая к покупателю просветленный взор.

Вновь монета переходит из рук в руки. «Студент» тяжело вздыхает — скромная стипендия заставляет экономить каждую пайсу, где уж тут приобрести редкостную монету, хотя мальчишка наверняка не знает ее настоящую цену и отдаст задешево.

— Сколько же это будет стоить? — осторожно осведомляется турист, почти решившийся на покупку. Червячок сомнения слегка грызет его, но соблазн велик. Он уже представляет себе пораженные лица и дрожащие руки знакомых нумизматов в Манчестере или Чикаго.

Мальчишка, почувствовав интерес покупателя, заламывает сто рупий. Для редкостной вещицы это не так уж и много, скорее совсем немного. Приезжий расстается с деньгами, а мальчишка — с монетой. Вскоре туристы садятся в автобус и уезжают.

50