Вокруг света 1976-04, страница 51

Вокруг света 1976-04, страница 51

кто-нибудь из них случайно нить — и свалится на тент. А пока будет выбираться, паук уже тут как тут. И даже прыть жертвы не смутит охотника: если та умудрится тент прокусить, паук быстренько заштопает дыру, а потом уже займется мечущимся в силках «обедом».

У гребиеногих пауков сеть похожая, но вертикальные иити — на этот раз липкие — тянутся к земле. Ползет, на свою беду, мимо них муравей. Зацепится за «веревочку» и, грешным делом, оборвет ее. Веревочка приклеивается к туловищу и чуть-чуть приподнимает муравья над землей. Он, естественно, недоволен, бьется, отцепиться пытается. Но не тут-то было: приклеиваются другие ниточки, обрываются одна за одной, и вскоре муравей уже висит в воздухе. Только теперь сверху деловито спускается паук: опасности нет, жертва лишена опоры и сопротивляться не будет. Остается поднять ее в «дом» да повязать перед едой салфетку. Кстати, размеры добычи особой роли не играют. Некоторые гребненогие способны даже приличного таракана с помощью своей «лебедки» поднять к столу.

Паук-серебрянка, аргиронета водяная, живет под водой — в воздушном колоколе, и ведет себя так же, как и сухопутный «волк» в засаде. Выставит наружу пару ног и ждет, когда колебания воды предвестят улов. Проплетающую мимо личинку или скользящее по поверхности насекомое, а то и маленькую рыбешку схватит в мгновение ока.

Все пауки, о которых шла речь, можно сказать, не особенно изобретательны в способах ловли добычи. Исключение составляют разве что гребненогие. Однако есть представители паучьего царства, «выдумке» которых позавидуют любые хищники — вплоть до млекопитающих. В южном полушарии, например, водятся пауки меннеусы. Эти ловят добычу... сачком. Между лапами у них натянута крохотная сеть, ее-то пауки и набрасывают на порхающих поблизости насекомых. Причем с такой быстротой, что уловить движение может только скоростная кинокамера.

В Южной Америке и Центральной Африке живут пауки-боладоры. Они выпускают длинную нить с капелькой клейкой жидкости на конце и, ловко метнув ее, спутывают жертву. Понятно и название «бо-ладоры» — от «бола», метательного орудия индейцев,

Пауки — искусные маскировщики. Пауки-крабы, например, порой совершенно сливаются с растением, на котором они притаились. Sytiemosyna formica практически неотличим от муравья: даже передними лапами шевелит так, словно водит антеннами. «Физиономия» на крестовике горбатом способна отпугнуть любого врага. Между тем «глаза» и «ноздри» здесь — всего лишь точки прикрепления внутренних мускулов.

которое представляет собой несколько увесистых шаров или камней, связанных веревкой.

Такую же нить выпускает австралийский императорский паук. Только он не пускает ее точно в цель, а крутит над собой, мечтая угодить в кого-нибудь из .летающих шестиногих. Чем не лассо?

ТКАЧЕСТВО

ремесло распространенное, но не обязательное. Это, если под ткачеством понимать плетение паутины: как мы уже знаем, не всем паукам для охоты требуются ловчие сети. Но вот найти такого паука, который не умел бы прясть нить, пожалуй, невозможно. А нить эта требуется для самых различных целей — и для охоты, и для благоустройства жилья, и для создания кокона, защищающего яйца, и для преодоления препятствий, и даже для летания по воздуху Моло

4 «Вокруг света» № 4

49