Вокруг света 1976-12, страница 33охота нй индейцгвл. о л ь г и н mm-1 ет сто тому назад индеицы составляли Ьоль- I ше половины населения Парагвая. Больше ri I половины населения — отнюдь не одно и то же, что половина граждан; 'понятия «граждане» и «население» в данном случае не совпадают. Значительная часть индейцев вообще не ведала о существовании парагвайского государства; другие знали, но представляли его себе в виде вооруженных винтовками людей, являющихся неизвестно когда и убивающих неизвестно за что. Наконец, малая часть индейцев, приобщенная к цивилизации в виде ситцевых рубах и штанов, не отличалась в своих гражданских правах от любого пеона-батра-ка в большом поместье, которого могли продать, выпороть и даже повесить. Тем не менее индейцем такой пеон уже не считался, так как был крещен, носил фамилию Санчес или Гомес, а главное был «омбре вестйдо» — «одетый человек». Дети его уже смотрели на индейцев из леса в их набедренных повязках с презрением. Теперь в Парагвае осталось индейцев всего тысяч пятьдесят. Они живут в семнадцати отдаленных друг от друга районах и говорят ма шестнадцати различных языках. Вообще исследование первобытных народов — задача достаточно трудная: трудно добраться до тех уголков нашей планеты, где такие племена сохранились, тяжело найти общий язык, преодолеть недоверие. Когда же дело касается Парагвая, трудности следует возвести в десятую степень, ибо одна из запретных тем в этом 'государстве — индейцы и все, что с ними связано. Первым человеком, который обратил внимание мира на судьбу парагвайских индейцев, был немецкий этнограф Марк Мюнцель «...Индейцев преследовали еще испанские и португальские колонизаторы, но лишь нынешняя коло 1 См. «Вокруг света» № 8 за 1974 год. аче». — Прим. ред. «Последние из 31 |