Вокруг света 1976-12, страница 34

Вокруг света 1976-12, страница 34

низация отдаленных районов Парагвая принудила их покинуть свои родные места. Само существование индейцев давно уже было под угрозой, но нынешнее их положение можно назвать безнадежным», — писал он.

...С тех пор как сержанта Мануэля де-Хесуса Перейру освободили от исполнения обязанностей коменданта «Колонии Насьональ Гуайякй», резервации племени ачё, его пост занял Джек Сантъяго Штольц, миссионернпротестант. Слуга божий, он, как, очевидно, предполагалось, мог дать индейцам необходимое им душевное тепло и заботу, особенно после нескольких лет хозяйствования Перейры. (Перейра прославился такой жестокостью, что его — уже после выхода в отставку — отдали под су/. К Не дознайся о его «подвигах» Мюнцель, описавший «Колонию Насьональ», все было бы по-старому. Никому Перейра не мешал, а окрестные помещики, которым он продавал вверенных ему индейцев по вполне сходной цене, вообще были им очень довольны.)

Новые времена в «Колонии Насьональ Гуайяки» начались бурно, и через несколько месяцев 1973 года в резервации насчитывалось не сто двадцать индейцев, а тридцать. Не следует, правда, думать, что индейцев кто-то убил: просто они постарались разбежаться. Деловитый Штольц распорядился, чтобы в «Колонии» прекратили выдачу пищи, потому что каждый должен зарабатывать хлеб свой насущный в поте лица своего. Но что может делать человек, который всю жизнь был охотником в лесу, плохо знаком с денежной системой, не имеет ни малейшего понятия о счете, когда его вырывают из привычной обстановки и внушают ему (боль

1 Суд приговорил Перейр> к году заключения, но освободил под залог в пять тысяч гуарани (примерно тридцать один доллар). — Прим. авт.

ше кнутом, чем пряником), что все, чем он жил до сих пор, плохо, а ничему новому не учат? Короче говоря, аккуратных фермеров, ведущих образцовое хозяйство, из аче не получилось бы, даже если бы Штольц к этому стремился.

Штольцу этого и не надо было. Более того, он оказался еще хуже Перейры — именно за счет своей аккуратности и методичности. Если пьяный разгильдяй Перейра, отдав вечером приказ, утром мог о нем забыть, то со Штольцем такой номер не проходил. И если индейцы позволили себе бежать из «Колонии», то следовало немедленно разыскать их и вернуть.

...Хасинто Коррельяно, помещик из окрестностей Сесилио-Баес в восточном Парагвае, описывая события провинциальной жизни ученому приятелю в столице, сообщал:

«Вчера тут был у меня Штольц, ты о нем, наверное, слышал, он тут вместо Перейры печется о дикарях. Представь себе, он начал мне угрожать, что сообщит властям о дюжине индейцев, которых нашел у меня. Я ему объяснил, что не покупал их как рабов, а нанял, как обычных пеонов, чтобы они могли хоть что-то заработать себе на жизнь. Ты себе не можешь представить, какой страх у индейцев вызывает этот человек! Стоило им узнать о том, что он приехал, как они удрали в лес. Женщины умоляли меня оставить их в поместье работать только за еду, потому что в резервации они умрут с голоду. Штольц потребовал, чтобы я ему заплатил за индейцев, которые у меня работают. Сошлись на 2500 гуарани...» (Для справки сообщаем, что один доллар равен ста шестидесяти гуарани.) Ученый столичный друг опубликовал письмо дона Хасинто в газете. Реакцию это вызвало скорее положительную: Сантъяго Штольц подходит к делу по-хозяйски...