Вокруг света 1976-12, страница 62

Вокруг света 1976-12, страница 62

рассеялся дым. На дорогах появились путники пешком и верхом на конях и ослах. Но вот луч солнца упал на каменное лицо большого Будды, и на его губах заиграла загадочная, как бы все понимающая улыбка.

Большой Будда высотой 53 метра, малый — 35. Я ходил у ног статуй, рассматривал в бинокль изящный медальон в индийской манере на верхней арке над головой большого Будды (единственный из сохранившихся), лазил по пещерам. Тысячи их тянутся на километры, и обрывистый склон напоминает пчелиный улей. Некоторые пе

щеры были заселены хазарейцами. Они встречали гостей дружелюбно.

Я поймал себя на мысли, что не верю своим глазам. В центре Гиндуку-ша, в долине, окруженной ледяными зубьями хребтов, плодородной, но в общем-то небольшой, возник когда-то мощный, жизнеспособный очаг цивилизации. Бамиан вовсе не был побочным продуктом истории, которая шагала по дорогам и караванным тропам где-то между Индией, Ираном и Средней Азией. Гигантские Будды были одеты в греческие туники, напоминая, что Бамиан сплавил эллинизм и буддизм, соединил древнегреческие и древнеиндийские элементы. От Бамиа-на потянулись радиальные связи к пещерным буддийским городам Тибета и Гоби, к росписям Аджанты. Буддизм

сохранялся в Бамиане еще в X веке, несмотря на завоевание арабами-мусульманами в VII—VIII веках, и рухнул лишь в XII—XIII столетии.

Статуи Будд возводились многими поколениями. Нужно были высечь из целого утеса нишу и основу будущей скульптуры, обмазать статую глиной, смешанной с соломой, придать им соответствующую форму, покрыть штукатуркой и покрасить, на опасной высоте расписать арки. Видимо, не только приказ и материальное вознаграждение двигали поколениями людей, но и духовный порыв, стремление выразить свои эстетические и этические идеалы.

НА СЕВЕР ОТ САЛАНГА

Съездить в Северный Афганистан по дороге Кабул — Мазари-Шериф мне удалось лишь через несколько месяцев.

Шоссе, которое советские люди вместе с афганцами проложили через Гиндукуш, действительно дерзкая магистраль. Она взбирается серпентиной по склонам, исчезает в туннелях, ныряет в долины, выбегает на равнины. Величественные пики окружают ее. Иногда дорогу стискивают кручи в несколько сот метров высотой, и она словно распирает теснины. Правда, когда подъезжаешь ближе, убеждаешься, что каньоны пропилили за миллионы лет бурные речки, а потом проходами воспользовался человек.

В горах встречаются селения того же типа, что и на Кавказе, в Восточной Турции, Северном Иране. Сакли с плоскими крышами, карабкаясь друг на друга, образуют как бы уступчатые стены крепостей. Дорога вдохнула жизнь в эти селения, окостеневшие в вековой изоляции. Они связались с внешним миром, плоды труда их жителей находят сбыт, а сюда поступают товары из более развитых районов Афганистана.

В этот раз меня больше всего интересовал Балх, расположенный неподалеку от Мазари-Шерифа. Раньше он шзывался Бактрией и был одним из величайших городов мира. О нем есть упоминания в «Ведах» и «Авесте». Легенда рассказывает, что в нем за много веков до нашей эры родился Зоро-астр. Бактрия считалась и родиной древнеперсидского царя Кира.

...Сейчас в Балхе полуразва.-лившиеся стены, пыльные улицы, корявые деревья, седые старики. В маленьких городах, таких, как

На заре появились из тумана ба-