Вокруг света 1977-02, страница 18ходили индейский отдел. При этом директор спланировал эту необычную экскурсию так, чтобы более ценные экспонаты остались под конец. И потому лишь через час они приблизились к витрине с маской. К их несказанному удивлению, витрина была пуста. Отсутствие следов взлома показывало, что о случайных грабителях не могло быть и речи. Свои? В трех научных сотрудниках, людях малооплачиваемых, но честных, директор не сомневался. Сторож? ...Как всегда по воскресеньям, сторож отсутствовал. В полицию директор звонить не стал, ибо некая догадка пришла ему на ум. И если она подтвердится, то многое может стать на свое место. Оставалось только ждать до понедельника. В восемь утра приехал Локет, а в восемь пятнадцать маска заняла свое место в центральной витрине. В восемь шестнадцать директор вызвал сторожа к себе на беседу. Индеец не запирался. Действительно, каждую субботу вечером он открывал витрину, брал маску, аккуратно заворачи вал ее в кусок мягкой замши и увозил в резервацию. Что делали с маской там, он рассказать отказался, но, осматривая экспонат, директор заметил, что она слегка смазана каким-то жиром. Можно было немедленно уволить сторожа — незаконное использование служебного положения было налицо. Директор же поступил иначе: решил отправиться в резервацию. То ли мягкое и вежливое его обращение, то ли незаурядные знания помогли, но вожди отнеслись к директору и его вопросам сочувственно. Оказалось, что маска была в свое время украдена у индейцев. В не столь уж далекие времена ее надевал шаман, изображая духа — предка племени. Во время танца он дергал за спрятанные в рукава шнурки, и глаза маски начинали двигаться. Индейцы верили, что в этот момент дух предков вселяется в шамана И когда местная газета поместила снимок маски, вожди «откомандировали» в музей своего человека. Маска не должна остаться без присмотра! А для ритуалов Типичные «индейские экспонаты». Фигурка врага. Перед битвой нужно было продеть через одно из отверстий на голове фигурки иглу чтобы поразить неприятеля именно в это место. сторож возил ее в резервацию. В о'бщем, стороны договорились: маска останется в музее (директор, правда, в этом и не сомневался, но вожди обставили это дело как свой благосклонный дар), а рядом с ней должен быть прикреплен дарственный лист. — Мы оставляем ее вам, хотя по праву это наша собственность, чтобы приезжающие издалека и живущие тут видели то прекрасное, что создавали наши отцы. За это вожди обещали допустить директора к участию в обряде маски. Но, конечно, не сразу. Сначала надо пройти длительный курс обучения — обычаям племени его истории. Для занятий можно приезжать по воскресеньям вместе со сторожем. Впрочем, не сторожем, а стражем, Главным Хранителем Священной Маски с Движущимися Глазами. 15 |