Вокруг света 1981-11, страница 63

Вокруг света 1981-11, страница 63

— Изготовить пого - дело непростое и долгое,— рассказывала мне накануне сваха.— Сначала нужно выкроить несколько одинаковых лоскутов материи по форме нагрудника, затем проклеить между собой сваренным из муки клейстером. А когда он высохнет и получится плотная, но гибкая основа, тогда уж берешь иголку в руки...

Вышивается пого без предварительного рисунка. Мастерица сама придумывает узор и держит его в голове. Вначале строго симметрично пришиваются крупные перламутровые кружки, затем украшения-помельче, а затем поле между ними заполняется бисерным узором, превращающим работу в единое художественное целое. Подвески пришиваются последними. Яркость и красочность материала требуют от мастерицы большого художественного вкуса: стоит чуть-чуть не выдержать гамму — и изделие будет выглядеть аляповатым.

...Свадебная церемония идет между тем своим чередом Сваха выводит молодых из сделанной для них по традиции летней юрты — и начинает ходить вокруг нее, кланяясь восходящему солнцу. Держась за ее халат, ходит по кругу и невеста, повторяя поклоны свахи, которая в хакасском свадебном обряде, по существу, играет роль матери, поскольку родители невесты в нем не участвуют. Потом молодые входят в юрту и кланяются огню. Обет верности дан.

Настало время расплести невесте

девичьи косички — сюрмес и сплести вместо них две тугие косы — тулун, которые положено носить замужним женщинам. Отсюда и название этого дня свадьбы — сас той. праздник волос. Оставшуюся от праздничной трапезы баранью голень по обычаю пеленают в белую тряпицу и бросают молодым парням — товарищам жениха. Парни вступают в шутливую борьбу, поскольку считается, что победитель — обладатель голени — скоро сам счастливо женится.

Все пока происходит на территории жениха, а к родителям невесты уже отправлены юнцы договариваться о дне приезда молодых. В былые времена у хакаса было две возможности женить сына: первая — обручить его с девочкой и ждать, когда она подрастет. Но это было доступно только людям состоятельным, поскольку требовало ежегодных дорогих подарков родителям невесты Поэтому у людей небогатых было принято красть невест из родительского дома, а потом уже договариваться о неизбежной в таких случаях свадьбе. Переговоры и последующие приготовления к торжеству растягивались иногда до трех месяцев.

Теперь все проще и быстрее. Традиционные обряды напоминают скорее красочную игру, дополняющую все необходимые современные элементы бракосочетания. Гонцов жениха, конечно, приняли благожелательно, и вот уже обряд продолжается в доме родителей невесты

Наряженная сваха подводит жениха к тестю, и тот трижды символически ударяет парня плетью — за «увод» дочери. А затем жениху предстоит еще одно испытание, теперь уже вполне серьезное: нужно перерубить топором толстенное бревно.

Пока тот в поте лица доказывает свою силу и ловкость, Тайра Паданов-на рассказывает мне, что у нее есть три сделанных ею самой пого, которые она вышила, чтобы отдать со временем двум дочерям и невестке— в каждом доме должно быть свое пого, когда-нибудь настанет час, и оно понадобится. Богиня плодородия, изображенная на пого, благословит еще один брачный союз и станет добрым спутником и хранителем новой хакасской семьи...

В глубокую древность уходит этот обычай. В столь глубокую, что корни его давно стерлись в людской памяти. Может быть, тайну пого хранят стоящие в хакасской степи не менее загадочные каменные изваяния, которые в народе называют инэй тас — каменные бабушки. Ведь у многих из этих статуй, возраст которых приближается к шести тысячам лет, древний мастер выбил на груди каменным зубилом... пого! Эти статуи в народе принято связывать с той же богиней плодородия. Возможна ли прямая связь между тысячелетними пого и дивными украшениями нынешних хакасских свадеб? Эту тайну, наверное, навсегда сохранят непроницаемые лики богини Умай

61