Вокруг света 1983-08, страница 27

Вокруг света 1983-08, страница 27

направился в Стамбул. Здесь он поступил на экономический факультет Стамбульского университета, но вскоре был отчислен.

Свой «послужной список» террористических актов боевик «серых волков» открыл вечером 1 февраля 1979 года.

...Абди Ипекчи — главный редактор либерально-буржуазной газеты «Миллиет» — возвращался на машине домой. В нескольких сотнях метров от дома машина Ипекчи попала в уличный затор. И в этот момент стоявший на краю тротуара молодой человек прошил очередью из автомата боковое стекло автомобиля, мгновенно убив главного редактора.

После покушения террорист удалился пешком на соседнюю улицу, где сел в поджидавшую его машину. Автомобиль сразу же тронулся с места и скрылся. «Это было в высшей степени профессионально осуществленное покушение»,— писала западная пресса.

Лишь почти пять месяцев спустя — 25 июня 1979 года — полиции удалось арестовать Агджу в Стамбуле, предъявив обвинение в убийстве Ипекчи. На допросах террориста лично присутствовал министр внутренних дел Хасан Фехми Гюн. По словам английской газеты, у министра сложилось впечатление об Агдже как о «хладнокровном убийце, чья театральная попытка разыграть из себя параноика была всего лишь позой».

Суд приговорил террориста к высшей мере. Однако... за несколько дней до казни Агджа бежал из стамбульской тюрьмы при загадочных обстоятельствах. Некоторый свет на эту темную историю пролил в мае 1981 года арест одного из чинов полиции, чья подпись стояла на подложном документе Мехмеда Али Агджи, и еще двух лиц, причастных к побегу.

Как утверждает газета «Обсервер», бежать из сильно охраняемой стамбульской тюрьмы Мальтепе помогли Агдже пять солдат из персонала стражи, которые снабдили приговоренного военной формой.

Совершив побег, Агджа отправился в родные места, где установил контакт с лицами из ПНД, контролировавшими все его действия. Вскоре он достал фальшивый паспорт и выехал в Иран: в царившей там обстановке хаоса и социально-политических потрясений было проще скрыться. После краткого пребывания в Иране Агджа вернулся в Турцию, где его разыскивали как «крайне опасного преступника», и в середине 1980 года направился в Западную Европу.

По мере раскрытия обстоятельств покушения на папу римского многие органы итальянской печати в своих комментариях приходили к единодушному выводу: выстрелы на площади Св. Петра — результат широкого международного заговора неофашистов, правоэкстремистская про

вокация. «Не вызывает сомнений тот факт,— писала газета «Паэзесера»,— что турецкий неофашист Мехмед Али Агджа не фанатик-одиночка, а исполнитель чьей-то воли». В течение полутора лет после побега из стамбульской тюрьмы этот террорист беспрепятственно пересекал границы Западной Европы, тратил крупные суммы денег. Его следы обнаружены в Испании, ФРГ, Франции, Великобритании, Дании, Бельгии, Греции.

«Такую свободу передвижения,— отмечала итальянская газета «Месса-джеро»,— можно было получить лишь благодаря покровительству и денежной поддержке со стороны неофашистских организаций этих стран. В результате с помощью своих «всесильных друзей» одному из наиболее опасных террористов подпольной организации «серые волки» удавалось постоянно ускользать из рук Интерпола, который разыскивал его по всей Западной Европе».

Еще один комментарий — римской газеты «Репубблика»: «Кто-то платил М. Али Агдже. Ряд фактов подтверждает, что у фашиста были сообщники. Во-первых, об этом говорит наличие у него денег. Агджа в своих поездках по странам Европы тратил не менее ста тысяч лир в день».

«Тыл» особой надежности, судя по маршруту передвижений террориста после побега из стамбульской тюрьмы, был обеспечен М. Али Агдже на территории Федеративной Республики Германии. «Турецкая разведывательная служба,— писала лондонская газета «Обсервер» в мае 1981 года,— располагает сведениями, что Агджа большую часть 1980 года провел в Западной Германии, а ее агенты утверждают, что он был замечен в Уль-ме и Западном Берлине».

Анкара неоднократно обращалась к властям ФРГ с требованием выдать бежавшего преступника. Однако эта просьба турецких властей так и осталась без ответа. И наконец, прозвучали выстрелы на площади Св. Петра в Ватикане...

...Я снова вспоминаю день 15 июля 1979 года, когда «серые волки» осуществили провокационную вылазку в западноберлинском районе Ной-кёльн. На следующее утро я зашел в редакцию «Ди вархайт». В международном отделе мне сразу же стали рассказывать о подрывных действиях ультраправых националистов и «серых волков» в местной турецкой общине.

— Агентура фюрера ПНД Тюркеша орудует и в Западном Берлине, и в Федеративной Республике Германии. Они запугивают своих соотечественников-«гастарбайтеров», прибегают к «силовому террору», пуская в ход ножи, взрывчатку, огнестрельное оружие, кастеты, цепи, и ведут пропаганду с помощью подобных публикаций.— Западноберлинские журна

листы-коммунисты показали несколько брошюр, переправленных в страны Западной Европы нелегальными курьерами Тюркеша.— Если кратко охарактеризовать содержание этой «литературы» ПНД, то оно сводится к антикоммунистической, антисоветской пропаганде, густо замешенной на расизме и разнузданном шовинизме. «Серые волки» беззастенчиво спекулируют на переживаемых Турцией экономических потрясениях, вызванных жестоким кризисом, «обыгрывают» социальные катаклизмы в этой стране, апеллируют к патриотическим чувствам турок. В их сети чаще всего попадают люди малограмотные, невежественные, головы которых затуманены предрассудками. Вооруженный террор сочетается с «психологическим». «Серым волкам» на руку материальная нужда и беспомощность соотечественников, оказавшихся по приезде в Европу как бы между «двух берегов» в мире, где иностранному рабочему-иммигранту, лишенному каких бы то ни было прав и социальной защиты, каждый день угрожает перспектива пойти на дно...

— История «серых волков» уходит ко временам фашистской Германии,— говорил главный редактор газеты западноберлинских коммунистов Ганс Мале.— Их нынешний лидер А. Тюркеш еще в 1944 году возглавил движение за создание «великой национал-социалистской Турции» по образу и подобию «великогерманского рейха». И неудивительно, что именно он стал доверенным лицом гестапо в Турции. Прошли годы, время смело с лица Европы коричневую паутину фашизма, но и поныне фанатичные ученики Тюркеша продолжают петь дифирамбы Гитлеру. В 1978 году, во время одного истерического выступления перед «серыми волками», их фюрер во всеуслышание провозгласил цели организации: «Борьба против евреев, империалистов, капиталистов, а прежде всего против коммунистов и левых!» За словами последовали кровавые действия: тысячи террористических актов. Слепое повиновение Внутри организации «серых волков» доведено до фанатизма: «Правильно не то, что подсказывают логика, разум, а то, что приказывает руководитель!» И раздаются выстрелы и взрывы, гибнут сотни «красных» и «левых», звучат оголтелые призывы «покончить с прогнившей демократией»,..

И еще один, заключительный штрих к характеристике «школ» ПНД в Турции. Многие студенческие общежития попали здесь под контроль штурмовиков и превратились в подобия казарм — с дежурными, рапортами, полувоенной дисциплиной, со складами холодного и огнестрельного оружия.

Вот из таких-то «очагов» ПНД и выпускает «серых волков» на проведение жестоких террористических акций...

25

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Агенты гестапо
  2. Фашистская газета
  3. Свет 1983/8

Близкие к этой страницы