Вокруг света 1984-07, страница 34Но любопытно, что повсеместно он изображается и воспевается в образе человека, а вот в Ориссе... Попробуйте вообразить огромную плоскую голову, по сторонам которой торчат две палочки (говорят, что это руки), с телом в форме приплюснутого колокола. Иногда бывают коротенькие ножки-подставки. На черном лице большие круглые белые глаза и красная линия рта. Именно так и выглядит Кришна в образе Джаганнатха. — Справа — сестра, Субхадра. Она всегда желтого цвета. Другая фигурка — брат Балабхадра. Он всегда белый. И у них обоих, видите, глаза длинные, как лепестки лотоса. — Из чего сделаны фигурки? Они такие тяжелые! — Из дерева. Разрисованное дерево. — А в храме, куда не пускают иноверцев, они такие же? — Да, конечно. Только большие. Битва бога-пастуха с демоном. Однажды я взяла с полки торговца подобную фигурку, и тот немедленно подал мне домик-храм с раздвижными дверцами, внутри которого оказались точно такой же Кришна и еще две фигурки. — И кто же это рядом с ним? — спросила я. — Знаете, мне хотелось бы купить только фигурки, без домика... — Как скажете, мэм са'аб. Вот так у меня и оказались три странных изображения, называемых в лавках «набор Джаганнатха». — А кто расписывает фигурки? Тоже читракары? — Да, да. Они все умеют делать. Особенно пата. Вы обязательно должны купить пата. Они все такие разные... Настал день, когда меня привели наконец в дом — мастерскую читракара. На полу сидел пожилой человек, сосредоточенно наносивший рисунок на прямоугольный кусок ткани. Обменялись приветствиями, и я стала наблюдать за его работой. На ткани ли он рисовал? Потрогала лежавшие у стены заготовки, и они мне показались чем-то вроде кусков тонкого линолеума или какого-то особого картона. — Это ткань или линолеум? — поспешила я развеять свои сомнения. — Ткань, только мы ведь ее сначала готовим к росписи. Расстилаем на циновке или каменном полу, покрываем слоем клея... — Какого? — Варим его из семян тамаринда... Затем накладываем еще ткань и снова слой клея и потом сушим на солнце. — И все? Тогда почему же фон белый? — Нет, не все. Дробим в муку белый камень вроде мела, смешиваем его с клеем и покрываем поверхность. Опять сушим. То же самое проделываем с обратной стороной. Когда все высохнет — зачищаем пемзой и полируем плоской галькой. Но это уже не мужская работа, ее выполняют женщины. Вот и получается <ак пластинка. И тогда можно рисовать. Он взял небольшую заготовку и точными линиями стал размечать рисунок. — А чем вы работаете? На карандаш вроде непохоже... — Это вартика. _ ??? — Мы смешиваем ламповую сажу с густым рисовым отваром и скатываем в палочки. Вон как раз жена готовит смесь, видите? Я оглянулась и увидела какое-то небольшое сооружение, пришедшее, видимо, из бронзового века. На трех опрокинутых половинках кокосовой скорлупы стояла металлическая тарелка с водой, а под ней, в выдолбленной каменной лампаде, горело и невероятно чадило растительное масло. Сажа столбом летела кверху и прилипала к холодному дну тарелки. Время от времени сидящая рядом женщина снимала тарелку, соскребала сажу, затем меняла воду и ставила вновь под коптящее пламя. — Чем вы разводите сажу? — Клеем. — Контуры наносите черным? — Нет, контуры делаем светлыми, а чернь м красим где...— замялся он,— где надо. — А краски других цветов из чего изготовляете? — Для белого толчем сожженные раковины и кипятим с водой, для синего берем индиго, а раньше толкли камень лазурит, для красного дробим охру и кипятим в воде... Используем киноварь. Ну и другого цвета камни есть... — Зн.эчит, магазинными красками не пользуетесь? — К -ожалению, большинство ма 32
|