Вокруг света 1985-05, страница 64ЧЕГО БОИТСЯ МОБИ ДИК? Изучать кашалотов в естественной среде -- дело непростое. А уж снимать этих гигантов под водой возьмется далеко не каждый фотограф. И дело здесь не только в риске, с которым связана работа китове-дов-практиков. Во-первых, совершенно невозможно предсказать поведение кашалота и, следовательно, направление его передвижения. А во-вторых, эти колоссальные морские млекопитающие боятся... пузырьков воздуха, которые вырываются из акваланга. Султаны пузырьков, испускаемых подводником, способны обратить кашалота в паническое бегство. Поэтому опытные подводные фотографы ведут съемку, не пользуясь аквалангом. Маска, трубка, ласты — вот и все их снаряжение. — Прежде я работал с различными китами,— говорит фотограф-натуралист Флип Никлин, изучающий зубатых китов в Индийском океане.— Но кашалот — это нечто совсем особенное. Словно ты ныряешь в компании Моби Дика... ВЕРХОМ НА... ЛОПАТЕ Городок Стимбот-Спрингс в штате Колорадо (США) совсем небольшой: в нем чуть больше пяти тысяч жителей. Но когда здесь начинается зимний карнавал, численность населения (вместе с приезжими, разумеется) увеличивается во много раз. Потому что карнавал этот славится по всему штату и даже за его пределами. Конечно, здесь можно испытать силы в традиционных зимних видах спорта, но больше всего зрителей — и участников — собирают как раз виды нетрадиционные. Например, лыжная акробатика. Или гонки на... лопатах. К большой лопате для снега прикрепляют постромки, впрягают лошадь. Рысак берет старт — и... И дальше все уже зависит от умения и выносливости седока. Наиболее опытные «лопатники» развивают скорость до пятидесяти километров в час. ЧИСЛО НЕИЗВЕСТНО... Когда-то семицветные танагры — редкостно красивые птицы из отряда норобьи-ных — в изобилии водились в тропических лесах Бразилии. Однако радужное семи-цветье дорого обошлось танаграм. На птичьих рынках Северной и Южной Америк Западной Европы они пользовались неизменным спросом, и птицеловы старались вовсю: в массовых количествах отлавливали ганагр и вывозили из страны. Воспроизводство популяций было подорвано, и теперь над семицветными птичками нависла угроза вымирания В орнитологических справочниках о них можно прочитать следующее: «род — Tanagra, вид — fastuosa; размер взрослой особи — в среднем 14 сантиметров, вес взрослой особи — неизвестен; ареал — тропические прибрежные леса на северо-востоке Бразилии; число выживших особей — неизвестно...» МЕЛЬНИЦА-ШОКОЛАДНИЦА Шоколадные конфеты любят все. А полтораста лет назад их не любил никто. По той простой причине, что шоколадных конфет еще не существовало и в помине. Лишь в 1847 году европейцы догадались, что порошок какао можно смешивать с маслом какао и сахаром и получатся превосходные сласти. А до той поры в Европе шоколад не ели — его пили. Причем поначалу это был довольно горький и, главное, жирный напиток — не всякому по вкусу. Только в 1828 году один голландский химик изобрел способ, который значительно облегчил потребление какао,— он догадался, как отделять масло в процессе помола какао-бобов. В те времена какао-бобы измельчали на внушительных деревянных мельницах. Их немало сохранилось в Голландии. В городе Зандаме наибольшей популярностью по сей день пользуется Оиварская мельница. Как и в прошлом веке, жернова приводит в движение ветер. Разумеется, точного следования старине нет. Например, безотходная технология: раньше о такой и слыхом не слыхивали, а сегодня это требование времени. Куда идет шоколад — понятно. Масло какао используется в косметической промышленности — при производстве мыла, различных кремов и мазей. Даже скорлупа какао-бобов находит применение. В измельченном виде она используется как добавка в корм скоту. В ТЕНИ МОАИ Размышляя об искусстве острова Пасхи (Рапануи), мы представляем огромных каменных истуканов — моаи и вспоминаем о «говорящих дощечках», покрытых письменами «кохау ронго-ронго». Конечно, это очень существенные элементы островной культуры, но, как можно догадаться, не единственные. Современная культура Рапануи сложилась в результате сложного переплетения европейских, латиноамериканских и полинезийских (как местных, так и таитянских) элементов. Важное место в духовной жизни островитян занимает культовая резьба по дереву, малоизвестная за пределами Рапануи. Перед нами — две символические фигурки. Одна изображает «человека-ящерицу». Такие фигурки парами вывешивают у входа в дом, чтобы отвадить непрошеных гостей. Вторая статуэтка воплощает образ истощенного мужчины. По поверью островитян, именно в таком обличье являются духи загробного мира, и деревянные обереги служат защите от них. Рисунки В. ЧИЖИКОВА
|