Вокруг света 1985-07, страница 50Крита, которым правил царь Минос. Весьма любопытен тот факт, что эллины впервые упоминают о Крите в легенде о Тесее и Миносе (события вокруг Минотавра и Ариадны разворачиваются в последние годы расцвета острова), тогда как они буквально неистощимы на подробности, повествуя о древних временах Египта, Сирии, Африки и даже Индии. Такое умалчивание и подозрительно и красноречиво одновременно. Во времена Платона, похоже, ни один эллин уже не помнил о былом могуществе царства Миноса. Даже сам Платон, который, наверное, побывал на острове, почти ничего не говорит о прошлом Крита. Так и подмывает написать: он меньше рассуждал бы об Атлантиде, если бы лучше знал Крит! А если допустить, что он только делал вид, будто ничего не знает о славном прошлом минойцев?.. Другие указания из «Тимея» и «Крития» при их строгом анализе в свете мифов и истории Крита свидетельствуют о правомерности отождествления Атлантиды с минойской цивилизацией. Одно из племен Крита — идейские дактили — почиталось древними за то, что «...меди и железа (...) исследовали природу, и плавить оные научили» (Диодор Сицилийский). А как известно, металлургия была одним из основных ремесел атлантов, кузнецы которых использовали «любые виды ископаемых твердых и плавких металлов» (Платон). Автор «Тимея» и .«Крития» неоднократно упоминает в диалогах о разделении Атлантиды на десять областей. И на Крите живуча традиция десяти царей. Когда остров стал обычной эллинской провинцией, он по-прежнему управлялся десятью высокопоставленными чиновниками, которых Страбон называл «архонтами», а Аристотель «космами». Эти последние выбирались «не из всего состава граждан, но из определенных родов», что также напоминает обычаи атлантов. Платон описывает Атлантиду как могущественную морскую державу, располагавшую большим и богатым торговым флотом, а также немалым количеством боевых кораблей. Триремы, большегрузные суда и самые разнообразные малые плавучие средства теснились у входа в главный порт царства, где начинался канал, опоясывающий страну. «...Проток и самая большая гавань,— говорится в «Кри-тии»,— были переполнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы и притом в таком множестве, что днем и ночью слышались говор, шум и стук». Именно так описал бы порт Крита минойской эпохи объективный наблюдатель. Все исследования, которые мы вели с борта «Калипсо» на Псире, Докосе и Дии, подтверждают, что Крит был владыкой Восточного Средиземноморья. Изучение подводных «амфррных стен» у Псиры и Дии наводит на мысль, что мощная держава была разом уничтожена гигантским цунами, вызванным взрывом вулкана Тиры; и только после экономического краха минойского государства пришедшие с материка эллины смогли покорить Крит... Существование минойской империи подтверждается тысячами прямых и косвенных доказательств. Минос, пишет Страбон, был «первым, кто достиг господства на море». И добавляет, что он покорил Киклады и первым устроил колонии на большинстве этих островов. Влияние Крита ощущалось повсеместно в Восточном Средиземноморье: в Финикии (оттуда похитили Европу — вероятно, поэтическое переложение предания о каком-то военном рейде минойцев), в Малой Азии, в Трое (по некоторым данным, ее основали критяне), в Ли-кии и Карии, где теми же минойца-ми основан знаменитый Милет. Короче говоря, как и Атлантида, описанная в «Тимее» и «Критии», Крит был в период расцвета могущественной империей, федерацией царств, имевших тесные культурные и религиозные связи с островом-метрополией. Можно даже сказать, что платоновский текст становится совершенно понятным, если вместо «Атлантида» поставить «царство Миноса»... Откровенно говоря, эллины никогда не скрывали своего восхищения этим островом. Каждый греческий автор комментировал мифы или важные исторические факты. Но ни один не затронул историю взаимоотношений Эллады и минойской империи, словно проклятие, висевшее над Критом, могло обернуться против Аттики и Пелопоннеса. Страх перед катаклизмом? Почему бы и нет? Так и хочется сказать, что Платон был единственным, который осмелился заговорить об этих событиях, но он «цензуровал» истину, «загнав» в Атлантику государство, лежавшее в нескольких десятках километров от Афин... Это только гипотеза. Но как объяснить столь парадоксальный факт, что специально о Крите не писал никто, хотя практически в любом тексте, посвященном островам и Элладе, есть упоминания о нем? По Диодору Сицилийскому, Геракл, герой из героев, происходил из племени идейских дактилей с Крита. В «Гомеровых гимнах» сказано, что святилище Аполлона в Дельфах основали «критяне из града Миносова Кноса». На Крите родились Афина, Дионисий, Гадес, Аполлон, Афродита... Критские культы, критские легенды, критские законы, даже критские админи^ративные принципы (в частности, деление всех территорий на десять частей) распространились от Пелопоннеса до Малой Азии, от Итаки до Киклад. Минойские колонии были найдены археологами и в более отдаленных местах — на африканском побережье, в Италии, Испании, даже во Франции. Все подтверждает могущество острова Минотавра до того момента, пока он не стал жертвой катаклизма... САМЫЙ МОЩНЫЙ ВЗРЫВ В ИСТОРИИ Итак, подведем итоги. Существовала некогда на критской земле интересная цивилизация. Величие не мешало ей оставаться мирной. Она достигла вершин искусства, воздвигла прекрасные дворцы, выработала законы, чтобы укрепить единство. Ее цари-жрецы время от времени собирались и совместно обсуждали дела государства. В политике они опирались на торговлю, а не на военную силу. Море было им лучшим союзником. В их сокровищницах копились такие богатства, что минойцы стали почти легендарными существами — их почитали другие народы, жившие в те же времена. Это рожденное морем государство, детище Посейдона, стало владыкой всего Восточного Средиземноморья. Оно основало колонии на греческом полуострове, в Малой Азии, в Египте и даже в более отдаленных районах. Афины дали сигнал к мятежу против него: Афина бросила вызов Посейдону и одержала верх. Гигантский геологический катаклизм довершил разорение Крита. Началось извержение вулкана Санторин, а когда тот взорвался, то породил гигантскую приливную волну высотой в несколько десятков метров, которая пронеслась по Восточному Средиземноморью. Выпавший густым слоем пепел уничтожил сельскохозяйственные культуры. С минойской цивилизацией было покончено. А воспоминание о критском могуществе было погребено в коллективном подсознании эллинов. Только некоторые легенды в образной форме сообщали о событии, да вскользь о них упоминалось в мифах — точно так же реальность отражается во сне — символическими образами, шифрованным языком. Эллада забыла о минойской цивилизации. Но работающее подсознание изобрело Миноса и его остров, переложило исторические события и создало легенды о Золотом веке, миф о Тесее, отдельные эпизоды гомеровского цикла. Египтяне же, будучи плохими географами, но великолепными летописцами текущих событий, сохранили четкое воспоминание о величии и крахе критского государства. Они переименовали остров Миноса в Атлантиду (по отношению к ним он действительно лежал на западе). Солон или Платон записали рассказ и заставили его служить своим политическим, поэтическим и философским целям. А поскольку эллины были лучшими географами, чем дети Нила, они ото- 48
|