Вокруг света 1985-07, страница 53

Вокруг света 1985-07, страница 53

Центральная часть архипелага Тира. Он же Санторин. Он же — Атлантида?..

кальдеры Санторина опустошила порты и низкие земли.

Затем начался дождь из пепла. Были попытки прикинуть толщину этих «осадков» на Крите. Получилось, что толщина слоя пепла в восточной части острова достигала нескольких метров. Неудивительно, что сейчас его следы почти не сохранились: дожди быстро смывают легкие фракции, которые не «спекаются» с грунтом. Это дополнительный фактор катастрофы: после бурных ливней образуются сели, которые сносят остатки жизни в море...

Для того чтобы уничтожить сельское хозяйство, скотоводство, запасы питьевой воды — а следовательно, и цивилизацию,— метры пепла не нужны. Доктор Тораринсон на примере Исландии доказал, что отложения вулканического пепла толщиной в 7 сантиметров вызывают временный отказ от засыпанных угодий, а слой в пятнадцать сантиметров — отказ окончательный. Если на Крите выпало несколько десятков сантиметров пепла то долины острова (позже по ним стекли грязевые потоки с гор) стали бесплодными на несколько десятилетий.

Добавьте экологическую катастрофу к землетрясениям, пожарам и цунами, и у вас составится бледное представление о том, как выглядел остров на следующий день после взрыва вулкана Санторин... Поэтому сначала микенцы, а затем и другие греки без труда покорили обескровленное, покрытое пеплом царство, которое недавно было воплощением могущества и счастливой жизни.

Наша миссия в греческих водах Средиземного моря близится к завершению. У нас на счету немало археологических открытий. Мы обнаружили гигантские «залежи» амфор в районе островов Докоса, Псиры и других. Доказали, что остров Дия по странности забытый археологами — с эпохи минойской цивилизации до самого недавнего времени был важным центром морской торговли. Наконец мы обследовали вулканическую кальдеру Тиры, которая, быть может, даст ключ к разгадке гибели минойской цивилизации и подтвердит наиболее правдоподобную на сегодняшний день гипотезу. Мы проанализировали мифологические рассказы и легенды, древнегреческие поэмы и египетские тексты. Все время, свободное от погружений «подводного блюдца» и ныряльщиков, мы разбирали миф об Атлантиде Платона и пришли к заключению, что пресловутая Атлантида может быть символическим отображением минойского Крита в бронзовый век...

Первые археологические раскопки на бывшем Санторине начались в

1866—186/ годах. Ученые выбрали южное побережье Тирасии. Работы возглавил француз Ле Фуке. Воспользовавшись тем, что толстый слой пепла и пемзы был удален, он предпринял поиски и нашел стены, каменные орудия, остатки человеческого скелета, зерна ячменя... Возведенные прямо на лавовом основании, стены были изготовлены из лавовых блоков и усилены подпорками из древесины оливкового дерева, на котором сохранилась даже кора.

Но самые удивительные находки были сделаны на южном берегу Тиры неподалеку от крохотной деревушки Акротири. Археологи обнаружили там стены толщиной в полметра, возведенные непосредственно на скальном основании. Некоторые из них имели высоту до двух метров. Грубо отесанные камни скреплялись глиняным раствором.

В комнатах разного назначения, в основном служивших для хранения продуктов, были найдены золотая безделушка, остатки рыбачьей сети, ослиные, свиные и собачьи кости, об

ломки масляного пресса и мельницы, ячмень, горошек, семена аниса и кориандра, большое количество глиняной посуды, кусочек кувшина с надписью, выполненной критским «линейным письмом А».

Судя по всему, пепел и пемза засы пали процветающее поселение, где жили крестьяне, кузнецы, ткачи, ка менщики, рыбаки, гончары торговцы... Обсидиан, медь, золото достав лялись сюда морем. Прочные строения свидетельствовали о наличии развитой цивилизации. Однако до того, как Эванс в 1900 году начал раскопки Кносса на Крите и открыл минойскую цивилизацию, археологи не смогли правильно оценить находки на Тире.

И только век спустя после раскопок Ле Фуке остров снова привлек к себе внимание ученых. После нескольких сезонов работ на Крите доктор Спи-ридон Маринатос из Афинского университета решил попытать счастья в районе Акротири. Он и положил начало «возрождению» Тиры. В 1967 году доктор Маринатос приступил к раскопкам оврага, расположенного

51