Вокруг света 1985-08, страница 9со всего света. Трудно назвать хотя бы одного известного режиссера или кинозвезду с мировым именем, которые не почли бы за честь побывать на этом представительном форуме. Советская кинематография не раз была представлена на нем. В разные годы авторитетное жюри присуждало высшие награды режиссеру Георгию Данелия, актерам Людмиле Чурсиной и Иннокентию Смоктуновскому. Понятно, что громкие имена профессионалов привлекают целые сонмы любителей кино, которые с утра до вечера осаждают театр «Эухения-Викто-рия», где показываются лучшие конкурсные ленты, ловят знаменитостей на улицах. Как-то раз я был свидетелем такой сцены. Голубоглазый Франко Неро, исполнитель роли Джона Рида в фильме Сергея Бондарчука «Красные колокола», присел выпить чашечку кофе за столиком уличного кафе. Увы, это ему не удалось. Его моментально узнали и зрители и журналисты. И вот он уже окружен плотной толпой, отвечает на многочисленные вопросы, раздает автографы. Это не просто плата за популярность: сама обстановка, царящая в эти дни в городе, располагает к непринужденности, новым знакомствам, откровенным разговорам. Приятно, смешавшись с толпой, побродить по Сан-Себастьяну. Вслушаться в многоголосую разноязычную речь. Посидеть под кронами густолистых тополей, потягивая местное пиво из крошечного, чуть ли не с наперсток, стаканчика — «сурито». Но что это? Мимо кафе шагает демонстрация. Ее участники несут плакаты: «Сейчас не время для кино!» Чуть позже я беседую с одной из манифестанток, студенткой юридического факультета, назвавшейся Майте. — Конечно, мы не против искусства кино. Мы стоим за развитие культурных связей между народами, и нам приятно, что в Сан-Себастьян приезжает столько гостей,— говорит она.— Дело совсем в другом. Последние годы автономное правительство Страны Басков, городские власти за две недели расходуют на киноторжества многомиллионные суммы. Этим деньгам в нынешнее трудное время можно найти гораздо лучшее применение— ведь у нас, как и по всей Испании, растет армия безработных, тысячи молодых людей не имеют возможности получить профессиональное образование, не хватает школ и больниц... Такова неожиданная оборотная сторона всемирно известного кинофорума. ПОЮЩИЙ АЛЬКАЛЬД И «ИКАСТОЛА» На старинном гербе Сан-Себастьяна изображена трехмачтовая шхуна с распущенными парусами, легко скользящая по волнам. И здание городского муниципалитета словно нарочно по- Значительную часть Басконии занимают горные пастбища, а под ними на склонах приютились крестьянские поля. строено возле моря, с прекрасным видом на лазурный простор. Но алькальду, обаятельному и улыбчивому Рамо-ну Лавалье, не до любования морским пейзажем. И сама по себе должность хлопотная, а тут еще множество забот, связанных с автономизацией в баскских провинциях. Надо сказать, что меня сеньор Лавалье встретил несколько необычно: выйдя из-за стола, он протянул руку и очень приятным голосом, ничуть не фальшивя, запел «Калинку». — У нас, басков, песня в крови. Поэтому, как только я услышу красивую мелодию, запоминаю ее сразу и навсегда. У меня дома большая коллекция записей русской и советской музыки... Он влюблен не только в музыку, но и в свой родной город, историю которого знает во всех деталях. — Конечно, Бильбао — самый большой город Басконии. Это один из крупнейших индустриальных центров Испании, важнейший порт страны. Его население давно перешагнуло за миллион человек. И все же не он, а Сан-Себастьян— самый баскский город, центр нашей самобытной культуры, хотя на его долю выпало немало испытаний. Так, в 1813 году, сразу же после нашествия наполеоновских войск, пожар безжалостно уничтожил Сан-Себастьян почти целиком. Его восстанавливали все баски. Мы говорим о проблемах автономи-зации региона в послефранкистские времена, о трудностях, с которыми
|