Вокруг света 1985-12, страница 8Старая Прага на гравюре 1493 года. хая шапка, белый балахон, из-под которого виднелись обтрепанные джинсы. Ангел являл собой зефирное существо лет семнадцати с огромными белыми крылышками, сложенными за спиной. Больше всего ангел напоминал мотылька — не уверен, впрочем, что встречается в природе зимняя разновидность. Чертик походил на небезызвестную обезьяну Чичи из теперь уже старого фильма «Айболит-66». Его лицо было почти черным, на голове торчали два маленьких телячьих рога, хвост заканчивался кисточкой. Чертик приплясывал и время от времени кидался на ребятишек, с визгом разбегавшихся в разные стороны. Тем временем на противоположной стороне появились конкуренты. Этот Микулаш был старше и солид нее, у ангела, не столь юного, но зато щедро украсившего себя косметикой, крылышки слегка помялись. Черт смотрелся элегантным молодым мужчиной. Единственным адским его атрибутом были сползшие на высокий лоб рога. Ниже по улице спешила еще одна троица — бумажная борода, крылья и нечто безрогое, зато с длиннющим хвостом. Микулаши заполнили все вокруг... Тысячи их гуляли сегодня по вечерней Праге. В основном молодые парни и девушки. Веселые процессии, детский смех... Как не вяжется это все с тяжелым храмом святого Микулаша, господствующим над древней левобережной частью Праги — Малой Страной. Храм стоит на Малостранской площади, деля ее на две части, соединяющиеся между собой узкими улочками с односторонним движением. Редко какое здание представляется столь разным, если смотреть на него с разных точек площади и ее окрестностей. С юго-востока, с Карлова моста, кажется, что огромный купол, словно шляпа гриба, накрывает окрестности. Идешь по мосту, проходишь под Малостранской сторожевой башней, поднимаешься по Мостецкой, и все это время тебя не покидает ощущение, что бродишь посреди театральных декораций средневековой пьесы. А Микулаш все растет и растет. Вот его восьмидесятиметровый кунол и колокольня затмили высокие, вид ные отовсюду башни Града, вот уже съежились под ними облака на небе... Но стоит, пройдя нижней частью Малостранской, вступить в проулок, ведущий в верхнюю ее часть, Влаш ский плац, как храм исчезает. От него остается лишь длинная высокая стена с несколькими окошками, циклопические размеры теряются. Повернув направо, попадаешь на верхнюю часть площади, прямо к трем пирамидкам ступеней, поднимающихся к трем дверям, из кото рых открыта всегда только одна — центральная. Фасад приходского храма Малой Страны. Симметрия, сложной формы проемы окон, статуи, и все солидно, монументально. Одним словом — барокко. Точно, храм — одна из самых замечательных городских построек этого стиля. В середине XVII столетия Чехия оказалась под пятой австрийских правителей. Католицизм брал реванш, стремясь как можно больнее отомстить потомкам гуситов. Тогда и выросли по берегам Влтавы церкви и монастыри. Под стать им были новые дома аристократов. В XVII, а затем XVIII веке вид строгой готической и ренессансной Праги изменился. ...В храме было холодно, но после измороси и дождя поначалу даже уютно. Проходишь по центральному нефу, и уже посредине становится как-то не по себе. Высокий свод капеллы, картины, переполненные нелюдской тайной... Я остановился под самым куполом, расписанным сценами из жития * Микулаша. Наверху — самая большая купольная фреска в Европе. Справа ко мне склонялся св. Августин в островерхой шапке, слева взирала св. Екатерина, изможденная, со впалыми щеками и резко очерченными скулами. Вокруг них — ангельские головки, на личиках которых застыли вовсе не «ангельские» гримасы. На алтаре — позолоченная статуя самого Микулаша, теряющегося на фоне пластики. Интересно, когда же стали бродить по пражским улицам веселые «микулаши» и «черти»?.. ТРАМВАЙ И МЕТРО Поземка скользила по Малостранской площади. Я обошел вокруг храма. На нижней части Малостранской было, как всегда, многолюдно: стоянка такси, трамвайная остановка. Не закрывались двери кафе — по-чешски «каварна» (от слова «ка-ва» — кофе), куда постоянно забегали люди: погреться, выпить кофе. Люди спешат. Скоро — рождественские каникулы и Новый год, любимые пражанами праздники. В декабре Прага похожа на магнитофонную кассету, с которой перематывают пленку: все быстрее и быстрее крутится вихрь на ее улицах и площадях, чтобы потом внезапно замереть на несколько вечеров. Даже трамваи, кажется, катятся в декабре быстрее, чем в любой другой месяц. Они почти неотличимы от московских собратьев, что, впрочем, неудивительно: и те и другие изготовлены на одном чехословацком предприятии — ЧКД. Даже окраше 6
|