Вокруг света 1985-12, страница 10

Вокруг света 1985-12, страница 10

Зимой, когда под часами не толпятся глазеющие туристы, можно подремонтировать старинный механизм.

ми. Вместе работали и на прокладке линий. А дело это оказалось исключительно сложным. Прорубались сквозь твердые породы, проходили по дну реки...

И вот спустя полтора десятка лет под городом прошли две длинные ветки: одна «а» («ачка» по-праж ски) — с запада на восток, другая «ц» — с юга на север. Сейчас строит ся «бэчка».

В 1984 году «электрическими» видами транспорта — попросту трамваем и метро — в Праге перевозили больше двух третей пассажиров. Рассчитывают поднять эту цифру до семидесяти пяти процентов.

Конечно, в Праге есть и автобусы. Их много, и носятся они вокруг цент ра с пугающим рыканьем, загрязняя воздух. Писать о них не хочется. Зато придется сказать два слова о троллейбусе. Во-первых, его здесь нет Вокруг него ведется много разговоров. То уже почти приняли решение о строительстве, то решили, что придется слишком многое . менять, достраивать, перестраивать. По словам заведующего Транспортным отделом Пражского народного комитета Сватослава Квоха, о троллейбусе можно будет говорить только в 1990 году.

Вернусь, однако, к метро. Увлек

шись сравнениями и описаниями, я забыл о самом главном. Метро — это место, где иногда, особенно когда в вагоне не слишком много народу, можно забыть, что ты не дома, в Москве. Усталые улыбки, рассеянное чтение газет. Знакомый интерьер вагонов, а если к тому же у вас в руках советское издание, совсем можно потерять чувство пространства и времени. Что однажды и случилось со мной: спросил по-русски у впереди стоявшего мужчины: «Выходите?» На что и получил ответ без ма лейшего акцента: «Нет, я через одну».

Хорошо зная родной язык, в Праге никогда не заблудишься...

НАСТУПАЮТ ПРАЗДНИКИ

В Праге оправдывается пословица «язык до Киева доведет». Горожанам нравится показывать дорогу. И в Брно, и в Пльзене — повсюду на вопрос, как пройти-проехать, получишь обстоятельный, исчерпывающий ответ. Могут даже подвести к искомому месту, а если не по дороге, то обязательно найдут попутчика.

Я ищу елочный базар: праздники приближаются. Наступает «бронзовое воскресенье», за ним «серебряное», подходит «золотое» — дни, когда магазины работают с полной на грузкой.

Елочные базары назвать «елочными» будет неточно. Здесь и пушистые длинноигольные сосенки. Они аккуратно расставлены вдоль заборчиков или, связанные по нескольку штук, лежат на земле. Большинство посетителей базара — люди пожилые, в основном женщины. Базары закрываются рано, часов в пять, а молодежь — на работе. О внуках приходится заботиться «бабичкам».

...Елки появились в окнах дома напротив. Настроение должно стать совсем праздничным.

И вдруг в одну прекрасную ночь наступила зима: наутро город засыпан снегом. Он шел целый день, точно искупая свою вину за долгое опоздание. Росли горбатые сугробы. Снег сровнял мостовые с тротуарами, засыпал автомобили, он застревал в волосах пражанок, все еще не надевших шапочек, забивал трамвайные рельсы, вваливался в метро, укутывал плечи статуй, задерживал поезда. Снег осветил город, заставляя щуриться прохожих.

Чехословацкое туристическое агентство «Чедок» предпочитает показывать столицу весной, летом, в крайнем случае — ранней осенью. Зима — мертвый сезон.

И верно, не каждый год падает в Праге такой красивый снег.

Пришел мороз: —25, —27, - 29. Но есть еще упорные люди — ходят с непокрытой головой.

Новая примета близких праздников: на улицах появились чаны с карпами. Ранним утром их развозят по городу грузовики. Молодые люди в кожаных и резиновых фартуках устанавливают прилавки, берутся за внушительных размеров сачки.

Откуда взялся он, этот его превосходительство карп («капр» по-чешски)? Говорят, в Европу, а значит, и в Чехию его еще до нашей эры умудрялись привозить живьем из Китая. Живого карпа через всю Евразию? Экзотическая, но малоправдоподобная версия. Есть более убедительные свидетельства того, что карпов ловили в Дунае еще римские легионеры. А от Дуная до Праги рукой подать — каких-нибудь пять-шесть часов на автобусе...

Традиция создания водоемов для разведения рыб имеет давние и очень глубокие корни. Начало этому делу было положено еще в XVI веке при чешском короле Карле IV. В конце XIV столетия площадь прудов, по-чешски именуемых «рыбни ками», составляла 75 тысяч гектаров, а перед началом XVII — 180 тысяч. Впоследствии количество рыбников уменьшилось, но и сегодня берегут в Чехии пруды и рыбу. Ее ловят строго по лицензиям, на рукояти удочки нанесены нарезки — линейка для измерения добычи: если изловленный экземпляр не соответствует кондиции — рыбка еще не подросла,— ее бросают обратно в родную стихию. И потому, не в рыбацких рассказах, а в озерах и прудах встречаются (правда, не каждый день) пятнадцатикилограммовые гиганты. Сегодня, накануне праздников, карпы плавают в чанах — солидные, медлительные, церемонно шевелящие хвостами.

Холодно! Из засыпанных снегом крыш торчат разновеликие прямоугольные трубы. Почти из каждой трубы выползает дым. Крыши касаются друг друга, смотрят друг на друга окошки с ажурными занавесками и цветами в горшках. Не был я на родине Андерсена, и потому история о Кае и Герде связывается в моем воображении с Прагой: будто -именно здесь, на Малой Стране, в одном из домов у подножия Града слушали дети зимнюю сказку, а от храма Микулаша поднималась к ним по Нерудовой улице Снежная королева...

Вид дыма из труб согревал душу. И к запаху, конечно, можно привыкнуть, но город лежит в котловине, а потому дым и копоть сползают к его центру. Воздух густеет, будто возле дома все время горят сырые поленья. Естественно, пражанам больше по сердцу центральное отопление. Но в центре еще немало домов со специальными люками и подъемниками, которые подают уголь в котельную. К тому же во многих домах сохранились старые,

8