Вокруг света 1986-03, страница 41

Вокруг света 1986-03, страница 41

трюмом- Провода протянул в трюм, взрывную машинку поставил под люком.

— А шнур? Бикфордов шнур на всякий случайГернет едва удерживался от смУха, разглядывая цивильное платье минера.

— Беспременно. На двадцать минут горения.

— Спасибо, братец. Жить будешь у меня в каюте.— Гернет указал на диван.— А теперь слушай внимательно...

Они разработали нехитрую схему действий при встрече с неприятелем. По сигналу тревоги, понятному только им двоим, Фунтов занимал место в люке грузового трюма и через полчаса подрывал кингстоны и днище в отсеке. Сигнал через судовую систему колоколов громкого боя можно было подать прямо из каюты. Об этом позаботились еще во Владивостоке.

— Всякое может случиться,— добавил Гернет и потрогал тумблер сигнала под крышкой стола.

31 октября в густом тумане прошли проливом Фриза между Курильскими островами Уруп и Итуруп. Вопреки ожиданиям Тихий океан встретил жестоким штормом с севе-ро востока. «Карляйль» часто стопорил ход, устраняя поломки механизмов. Гернет все дни проводил на мостике, высматривая в бинокль неприятельские корабли. Пятого ноября в десятибалльный шторм от норд-оста произошла тяжелая авария: были потеряны все четыре лопасти винта, и судно стало неуправляемым. Развернувшись лагом, «Карляйль» попал в жестокую болтанку. Лопнули бакштаги 1 дымовой трубы, смыло за борт две шлюпки. Попытка привести нос судна на ветер с помощью единственного паруса — фор-триселя и самодельного плавучего якоря успеха не имели. Встречная струя Куросио замедляла спасительный дрейф на юг, и восточный выступ Японии становился все ближе.

Утром 3 декабря, на двадцать восьмой день дрейфа, судно приблизилось к острову Хатидзё: всего сто миль отделяло «Карляйль» от входа в Токийский залив. В соответствии с инструкцией и ввиду невозможности доставить груз в обусловленный срок Гернет уничтожил секретные пакеты. Но худшее было впереди.

Ветер стих, и на горизонте четкой полосой тянулись берега противника. Минер Фунтов не покидал своего поста во втором трюме. В полдень дверь каюты распахнулась, и на пороге вместо стюарда Тони, приглашавшего на ленч, показался сам капитан в окружении матросов-малайцев. Верзила боцман, маврикиец Тинли, выступил вперед.

'Бакштаг - металлическая оттяжка для крепления вертикальных конструкций на судне.

— Мы хотим заявить российскому коммерсанту в присутствии капитана,— заикаясь, боцман начал свою речь.

— Команда решила покинуть судно и сдаться японским властям,— продолжил вместо боцмана капитан,— а несогласных до отхода шлюпки заключить под стражу. Я пригрозил им штрафом, поскольку судить...

— Судить их будут японцы, в этом вы правы, капитан,— Гернет ощутил прилив спокойствия,— причем как контрабандистов — с конфискацией имущества и денег.

— Мы знаем, что на судне военный груз, а вы — русский офицер,— учтиво, но с усмешкой выговорил Тинли,— и, следовательно, лично вы несете за него ответственность. Мы же...— боцман красноречиво развел руками...

— Все это верно при условии, что японцам удастся захватить судно и убедиться во всем этом,— живо перебил его Гернет.— А я немедленно затоплю пароход.

Он подошел к иллюминатору и раздвинул шторки. Под крышкрй люка он видел роскошные усы Фун-това и его глаза.

— Вы этого не сделаете, мистер суперкарго.— Тинли двинулся к Гернету. За спиной боцмана возник малаец с пеньковым концом.

— Связать его,— прогремел боцман.

Гернет потянулся к тумблеру сигнала. С палубы в каюту донеслась прерывистая трель.

— Что это значит? — испуганно зашумели матросы.

Гернет щелкнул крышкой часов и показал их боцману. — Это означает — взрыв через полчаса...

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Солнце, пробравшись над крышей Зимнего дворца, заглянуло в читальный зал, и в ту же минуту старинные напольные часы зажужжали, защелкали с натугой, растягивая звуки и, словно отдуваясь, пробили четыре. Я закрыл папку. Теперь стала понятна решительность капитана II ранга Гернета в апреле 1918 года. В примечаниях к XXIII тому Сочинений В. И. Ленина (3-е издание) мне попалась на глаза любопытная фраза: «...собрание командиров всех кораблей и мартовское делегатское собрание вновь постановило идти в Новороссийск, избрав вместо Саб-лина командующего флотом... Гернет».

Весь отряд — 11 эсминцев, 4 транспорта, 5 боевых катеров — Гернет благополучно приведет в Новороссийск, а еще полтора месяца спустя он, не дрогнув, подорвет кингстоны эсминца «Калиакрия», выполняя ленинский приказ: «Ввиду безысходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот

уничтожить немедленно». Теперь я вспомнил, что именно с «Калиак-рии» начал «обратным ходом» следить за судьбой Гернета.

Выходец из старинного дворянского рода (герб Гернетов можно увидеть и сегодня на одном из зданий на улице Уус в Таллине: на синем фоне серебряный якорь), Евгений Сергеевич Гернет в 1902 году окончил Морской корпус. Двадцатилетний мичман в должности младшего штурмана на броненосце «Победа» отправляется на Дальний Восток. В Порт-Артуре он участвует в боевых действиях в должности штурманского офицера на канлодке «Отважный» и миноносце «Лейтенант Бураков» и в рискованных прорывах блокады на кораблях и джонках. После злополучного дрейфа — о нем речь еще впереди — Гернет командует миноносцем «Точный», а в 1908 году после окончания Штурманских офицерских классов становится штурманом I разряда и в качестве стажера-штурмана линкора «Цесаревич» принимает участие в спасении жителей Мессины, пострадавших от землетрясения. Затем вплоть до начала первой мировой войны Гернет в отставке, много плавает на торговых судах, получает диплом капитана дальнего плавания. С 1914 года старший лейтенант Гернет на Черном море — принимал участие в боевых действиях на десантных транспортах, был ранен. В 1916 году после лечения в батумском госпитале Гернет женится.

Галина Евгеньевна, младшая дочь Гернета, прислала мне пожелтевшую от времени батумскую фотографию родителей. Передо мной — зрелый, волевой офицер. Бритая голова, жесткие короткие усы, прямой, чуть насмешливый взгляд. Китель. На аннинской ленте знак ордена Анны (девиз «Анны» — «Любящему правду, благочестие и верность»). Всего одна из пяти боевых наград. Рядом с Гернетом на фотографии его миловидная жена.

Получив назначение командиром строящегося эсминца типа «Новик» в Николаев, Гернет оказался в гуще революционно настроенных корабелов. Дивизион, в который вошли эсминцы «Фидониси», «Гаджибей», «Керчь», «Калиакрия», именуемый «Памяти адмирала Ф. Ф. Ушакова», стал оплотом большевиков в Севастополе.

ИЗ ПИСЬМА ВОЛОШИНА В. А., ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДОВОГО КОМИТЕТА «КАЛИАКРИИ», ГА ЛИНЕ ЕВГЕНЬЕВНЕ ГЕРНЕТ.

«...Потомственный дворянин, капитан II ранга Е. С. Гернет сознательно переходит на сторону Советской власти и принимает активное участие в организации Красного флота».

Калейдоскоп событий, участником которых был военмор Гернет, увлек меня, и не один день я провел в архиве, отыскивая его пути после ново