Вокруг света 1988-09, страница 32По завтрашним страницам «Американский континент отделен от Европы и Азии океанами, но с каждым годом ученые обнаруживают все больше и больше доказательств сходства культур древних народов. Публикации журнала на эти темы не только будят наше воображение, но и показывают историческую общность народов Земли». Так считает читатель П. ПАЩЕНКО из Измаила. В портфеле редакции немало материалов о выдающихся открытиях археологов. Среди них очерки о плаваниях в Америку многих безвестных мореходов из Японии и Полинезии, Скандинавии и Ирландии и даже из... Центральной Африки. ловлей и охотой, доказательства чему — орудия труда, костяные и каменные наконечники. Подобные свидетельства эпохи неолита известны и по берегам Байкала и на Охотском побережье. Но люди, населявшие Монголию в неолитическое время, были знакомы и с примитивным земледелием: собирали и выращивали ячмень, мололи его на каменных зернотерках — они также были найдены на стоянке Тамцаг-булак. И везде сопровождали неолитического человека многочисленные амулеты, бусы и обереги — люди верили в их защиту и помощь. Вот почему мне не хочется называть их просто украшениями, хотя, изготовляя оберег, мастер или мастерица, несомненно, старались украсить исходный материал — клыки диких животных, раковины каури, пастовые бусы. ...Так, с разговорами ехали мы в Норовлийн-уул, что находится километрах в семидесяти от города Чой-балсана. Место, где наш водитель нашел оберег, лежит среди невысоких всхолмлений, на второй надпойменной террасе, вплотную подходящей к правому берегу реки Керулен. Терраса эта изрезана глубокими промоинами и оврагами. Вот в откосе такой промоины и обнаружен был длинный камень с ликом человека. Как мы и предполагали, охристое вкрапление в песчаном откосе оказалось захоронением. Раскопки, проведенные нами тогда в Норовлийн-ууле, позволили отнести каменный амулет-оберег к эпохе энеолита. Мы выяснили, что принадлежал оберег мужчине, скорее всего шаману. Он был похоронен в сидячем положении, с подогнутыми ногами и густо посыпан охрой. Возможно, ноги покойника были туго связаны. Тремя тысячами бусин была расшита одежда — большая часть их лежала возле его головы. Над нею покоились рога оленя, видимо, венчавшие головной убор шамана. Бусы, висевшие когда-то на его шее,— крупные, круглые, полые — сделаны из белой пасты. Здесь же мы нашли клыки марала, кабарги, бляшки из крупных, красивой окраски, ракушек с отверстиями для пришивания. Из раковин сделаны были и фигурки кабанов и медведей. Подобные охотничьи амулеты встречаются на Ангаре в памятниках той же эпохи. Сходные с монгольскими погребальные обряды и следы охряной посыпки обнаружены и в неолитических стоянках Северной Америки. Несомненно и сходство орудий охоты и труда, как, например, костяной кинжал, в пазы которого вставлены кремневые пластины. Эти, как и многие другие, находки подтверждали: в незапамятные времена племена охотников покинули родину, Центральную Азию, затем по берегам Байкала, Охотского моря и через Чукотку дошли до узкого перешейка, соединявшего Евразийский и Американский материки. Вместе с людьми кочевали их традиции, навыки, обычаи, культовые предметы, украшения. Сходными оказались и антропологические типы обитателей Центральной Азии и древних обитателей Америки. С той, пожалуй, разницей, что и на Чукотке, и на севере Америки черты эти сохранялись гораздо прочнее и дольше. Теория заселения севера Америки выходцами из Центральной Азии не нова. Убедительным подтверждением ее стала находка погребения на северном побережье Аляски. Летом 1982 года несколько туристов принялись за привычный промысел — они бродили по подтаявшему берегу, где не один год уже находили свидетельства давнего обитания эскимосов. Неподалеку работали профессиональные археологи. Руководитель раскопок, антрополог Альберт Декин изучал уклад жизни современного эскимосского племени инупиатов, пытался разгадать феномен этого общества, сохранившего в суровых антарктических условиях свою культуру, почти не изменившуюся в течение веков. Ученые хотели также выяснить, какие черты древнего общества дошли до наших дней. Дело в том, что к северной оконечности Аляски — мысу Барроу, к древним местам обитания человека, подступал трансаляскинский газопровод. Это и заставило археологов спешить. Вот тут-то и принес археологам один из кладоискателей человеческий череп. Местные власти немедленно остановили самодеятельные поиски, объявив зону поселка Барроу запретной. На помощь археологи вызвали других специалистов, в частности двух врачей. Вскоре были обнаружены останки двух женщин: одной было лет сорок, другой — около двадцати. Их тела сохранились довольно хорошо, рядом найдены останки троих детей. Они лежали ближе к поверхности земли — сохранились лишь фрагменты скелетов. Медики установили что женщины погибли одновременно и несчастье произошло ночью — желудки их были пусты. Кроме того, на женщинах уцелели остатки традиционных ночных одежд из легких шкур. Старшая женщина, видимо, страдала болезнью легких, возникшей от дыма костра и чада жировых светильников, которыми освещалось жилище долгой полярной ночью. Установили, что она перенесла роды за два месяца до катастрофы, но следов младенца в землянке не нашли. Удалось реконструировать устройство землянки, одежду, быт эскимосов-инупиатов. Они занимались охотой на крупных морских млекопитающих — зимой на тюленей и полярных медведей, летом — на китов, не пренебрегали рыбой и птицей. Всю зиму в жилищах чинили и изготовляли оружие — гарпуны, пики, ледорубы, снеговые очки. В землянке женщины при слабом свете коптилок шили и чинили одежду, выделывали мех, вырезали из дерева посуду, плели корзины, короба, расшивали парки. Инупиаты привыкли к зимней непогоде. Жители Уткъявика (на месте его сейчас поселок Барроу) выстилали пол бревнами, ставили деревянные подпорки по стенам, сооружали перекрытия. Вокруг очага располагались нары для детей и подростков, устраивались отдельные лежанки. У самого входа, где было похолоднее, хранили продукты и рыбу. Собаки-лайки находились снаружи, подле входа в землянку. В ту злосчастную ночь поднялась буря. Огромный вал поднял береговой лед и обрушил на землянку, что была ближе других к берегу. Деревянное перекрытие не выдержало удара и рухнуло. Старшая женщина попыталась подняться, но была придавлена потолочной балкой и осталась на своем ложе. Все ее вещи, одежда и светильник были погребены рядом с нею. Младшая женщина, мальчик и две девочки умерли, не проснувшись. Они так и остались на приподнятой лежанке в задней части жилища. Радиокарбонный анализ показал, что катастрофа случилась около пятисот лет назад. Археологи вели раскопки два лета и до сих пор изучают найденное. Одежда, обувь, посуда из дерева, кожи и бересты, традиционные очки от ветра, костяные гарпуны и наконечники стрел, найденные ими, связывают открытую ими культуру с характерными памятниками каменного века Сибири и побережья Охотского моря. Так, человеческая фигурка — амулет из Уткъявика — сходна с неолитическими оберегами из погребений с берегов Ангары и с неолитическими находками Монголии. ...Долог путь от Монголии до Аляски, тысячелетия протекли от каменного века до пятнадцатого века нашей эры. И тем не менее находки на побережье Ледовитого океана и на берегу степной монгольской реки как звенья одной цепи в долгой истории человечества. 30
|