Вокруг света 1991-02, страница 22

Вокруг света 1991-02, страница 22

И Африка мне не нужна ?

Немудреные слова этой когда-то популярной песни и щемящий ее мотив всплывают в памяти всякий раз, когда обращаюсь сегодня к Африке — в книгах ли, телевизионных передачах или редактируя материалы наших соотечественников, которым посчастливилось побывать на Черном континенте.

«Летят перелетные птицы...»

Песня, родившаяся на излете очередной идеологической волны — на этот раз на повестке дня стояла борьба с космополитизмом,— оказалась, что называется, «в струю». «Не нужен мне берег турецкий!» Это было то, что надо. Лирическая прививка, чтобы моряки не бегали, не оставались на чужих берегах. Нам тогда вообще ничего этого не было нужно, ведь Россия в те годы считалась родиной слонов. И ворота на замке!

В наших сегодняшних представлениях об Африке мало что осталось от тех, не столь уж и далеких времен. Все круто изменилось в 70-е годы.

Хочу вспомнить о тех временах вот почему. В редакционной почте попадаются письма с такими просьбами: расскажите о профессии африканиста, что нужно, чтобы стать этнографом, специалистом по африканским племенам? А Лена Стригнацкая из города Новолукомля Витебской области даже прислала целый список в опросов, среди которых есть и такой: почему юношей берут в Институт стран Азии и Африки чаще, чем девушек? (Вот уж действительно непонятно — почему. Наверное, потому, что раньше выпускников ИСАА при МГУ брали в «неженские» учреждения, причем специализация учитывалась довольно оригинально: специалист по языку суахили ехал «по военной линии» в Багдад переводчиком с английского.)

Милая Лена, Вам бы родиться этак лет на двадцать пораньше. Вы бы застали настоящую науку — африканистику. Конечно, тоже несвободную от «велений времени», громившую империализм и колониализм (беспроигрышная тема для кандидатской и докторской диссертаций а уж потом можно и любимой темой заняться...), но и являвшую нам Африку — сложную, неведомую, манящую... Они только в библиотеках, эти книги Потехина и Ольдерогге, Куббеля и Кобищанова... «Зов дальних морей» и «Облик далекой страны» А. Давидсона и В. Макрушина. В магазинах их нет. Ведь Вы, Лена, и не знаете этих авторов и таких книг. Зато Вы без труда найдете в «Академкниге» плановые работы о путях социалистической ориентации развивающихся стран благополучно впоследствии зашедших в тупик по всему фронту к северу и югу от Сахары.

«И Африка мне не нужна...»

Ох, как стала нужна нам Африка! Помню последние месяцы учебы в ИСАА в 1977-м. Срочно изучаем португальский язык! Четвертый для нас по счету, но, как оказалось, самый нужный, и нам дается на него всего три месяца. Что там выучишь, да еще когда преподаватели — молодые ребята, наши ровесники с ленинградского филфака, которых то и дело выдергивают прямо с занятий на различные важные переговоры.

Но мы выучили кое-как язык, а доучивали его уже на месте, учились плавать, как брошенные в воду кутята. Говорили: повезло — поехал в Африку. Действительно, ведь африканистика была кабинетной наукой.

Нет, конечно, ездили и раньше, но — кто? Одна «экспедиция» отправилась помогать сомалийскому народу строить социализм. А потом в полном составе всех наших специалистов-африканистов попросили из страны в связи с переворотом. Социализм не состоялся. Остались «Калашниковы», я видел их в руках настороженных коммандос из гвардии Сиада Барре в аэропорту Могадишо.

И Гвинейской Республике мы регулярно помогали строить свободное общество, правда, почему-то не сообщая, что в стране, в полном соответствии с нашей отечественной историей, на данном этапе развития расцвел такой культ личности президента Секу Туре, что по последствиям для этой страны мог бы поспорить с трагическими событиями 30-х годов в СССР. Сам из племени сусу, Ахмед Секу Туре безжалостно, под корень вырубал интеллигенцию, главным образом фульбе, которых особенно ненавидел. А их язык мы тем временем изучали по сказкам и легендам все пять лет в институте...

Черный континент по-прежнему неведом сегодняшней молодежи. Она не знает, что была в прокате такая кинокартина—«Барабаны судьбы». Потому что этот фильм — южноафриканский. Что на вершине Килиманджаро до сих пор лежит вмерзший в лед труп леопарда. И неужели никого не манят таинственные нехоженые дебри Центральной Африки, где не то что нога человека — самолет ни разу не летал и карт нет?..

Наверное, со временем появятся хорошие учебники и их авторы уже учтут, что завтра для нас откроется новая, совершенно неведомая часть Африки — ее Юг, «цитадель расизма и апартеида». В нашем Институте стран Азии и Африки при МГУ несколько лет предусмотрительно учат языки африкаанс и зулу.

Но не будем на этот раз спешить с ярлыками...

Н. НЕПОМНЯЩИЙ, ответственный секретарь журнала

На голубом бархате под стеклом в рамке из верблюжьей кожи разложены серебряные кресты. Мечта любого коллекционера редких украшений и дорогой подарок, который преподносят здесь лишь очень важным гостям. Знаменитая полная коллекция из двадцати одного туарегского креста, прославившая Нигер. Мастер, создавший ее, никогда не станет расхваливать свою работу и всегда с легким сожалением расстанется с ней. А пока коллекция не нашла хозяина - все-таки недешево,— чуть ли не каждые полчаса трет стекло ветошью. Так поступал и Мохаме Сили, которого я заснял за этим занятием.

Прежде кресты невозможно было увидеть все вместе. Лет двадцать назад прекрасные украшения были собраны, описаны и классифицированы кем-то из французских ученых. Некоторое время коллекция была в единственном экземпляре. Только в последние годы ювелиры Национального музея наладили «серийный» выпуск коллекции.

А началось все с агадесского креста. Назван он в честь Агадеса — древнейшего нигерского торгового города, стоявшего у начала одного из самых трудных транссахарских караванных путей. О происхождении креста давно и пока безрезультатно спорят ученые. Интерес к нему не случаен. Исследователи уверены: если удастся разгадать загадку агадесского креста, прольется свет и на происхождение самих туарегов. Ведь до сих пор много «белых пятен» в их родословной.

В столице страны — Ниамее любой мальчишка расскажет, что агадесский крест оберегает от дурного глаза и приносит счастье. Поэтому кочевники-туареги отправлялись с ним в путь через пустыню. И к воде выведет, и подскажет верный кратчайший путь.

С древних времен туареги связаны

\ .1

• -Л- /

20

ЯМ»