Вокруг света 1991-04, страница 59

Вокруг света 1991-04, страница 59

ЛЫСЫЕ ПРОТИВ ПАРИКМАХЕРОВ

Такая «война» действительно может разразиться в недалеком будущем. Так, по крайней мере, считают организаторы выставки, которая недавно проходила в пригороде Роттердама (Голландия) и была посвящена истории причесок за последние пять тысяч лет.

При осмотре выставки можно выяснить немало любопытных вещей. Например, самые древние парики были обнаружены археологами в Египте. Специалисты утверждают, что древние египтяне порой носили по два парика сразу. В Древнем Риме по парику можно было определить положение человека в обществе. Особо ценились парики, изготовленные из светлых волос захваченных в плен тевтонов. Что касается окраски волос, то римская знать предпочитала золотое напыление.

Со временем прическа стала играть большую роль и в политике. Известны случаи, когда политические деятели отдавали распоряжение брить наголо своих оппонентов, лишая их тем самым определенного общественного имиджа.

Культ прически достиг апогея во времена маркизы де Помпадур и королевы Марии-Антуанетты. Первые дамы Франции имели, разумеется, личных парикмахеров. Один из них — Легро де Руминьи — позже основал в Париже первую школу парикмахеров. К 1769 году во французской столице действовало 1200 салонов-парикмахерских для женщин. Мужчины посещали либо цирюльни, либо стриглись в бане.

В 1872 году другой француз, Марсель Грато, изобрел приспособление для завивки волос. В 1904 году был выпущен первый шампунь. А спустя несколько лет в области женской прически произошла революция—в моду вошла короткая стрижка.

Если внимательно проследить тенденции моды в XX веке, то станет очевидным, что былая связь между прической и политикой, похоже, канула в вечность. Между тем на горизонте маячит новая возможность: в ближайшем будущем медицина скорее всего создаст эффективное средство против облысения. Вот тог-да-то мода (а она часто бывает парадоксальной) на лысых и постарается сразить наповал самых именитых парикмахеров мира.

МУЗЕЙ ВОДЫ

Что за странная идея? Музеи пуговиц, игрушек, научной фантастики, картофеля, кошек, чертей — все понятно... Но — воды? И тем не менее такой музей существует. Он расположился в старой водонапорной башне Лиссабона, построенной в 1880 году для снабжения города питьевой водой из реки Алвиела.

Идея создания Музея воды родилась у лиссабонцев не случайно. Португальская столица, расположенная в устье реки Тежу, с древних времен славилась гидротехническими сооружениями, которые нередко обретали монументальные архитектурные формы. Гигантский акведук «Агуаш ливреш» до сих пор считается одной из достопримечательностей города. Его строительство началось в 1731 году по указанию короля Жуана.

Вклад в создание водопроводной системы Лиссабона внесли многие известные инженеры Европы. Не без их помощи с улиц португальской столицы навсегда исчезла колоритная фигура «агуадей-ру» — разносчика воды. В былые времена люди, занимавшиеся этой нелегкой работой, имели большой авторитет. А сейчас об агуадейру можно узнать лишь из экспонатов Музея воды, который, как и все музеи на земле, рассказывает прежде всего о людях и только через них — о том предмете или объекте, который дал название экспозиции.

КОСМИЧЕСКАЯ РЕГАТА

Очень может быть, что всего через год с небольшим мы станем свидетелями небывалой в истории человечества гонки. Ученые разных стран собираются запустить в сторону Марса наперегонки целую флотилию космических аппаратов, приурочив эту межпланетную регату к пятисотлетию открытия Америки. Почему «регату»? По той простой причине, что аппараты пойдут к Марсу под парусами — точнее, под солнечными парусами. Над каждым космическим суденышком развернется тончайший экран площадью больше футбольного поля, который, улавливая солнечный ветер, помчит аппарат в нужную сторону со скоростью более ста тысяч километров в час. Весь путь до Марса займет примерно пятьсот дней. Не будем гадать, кто станет победителем в этой беспримерной гонке, но желающие могут делать ставки уже сейчас: свои заявки на участие в космической регате подали США, Канада, Великобритания, Италия, Китай, Япония и Советский Союз.

ХРАНИТЕЛЬНИЦА НЛ< \ЕДСТВЕННОСТИ?

Извинившись перед читателями, затронем такую малоприятную тему, как вши. Оправданием может служить лишь то, что данная тема интересует нас исключительно в историческом аспекте.

Все началось с того, что израильский антрополог Иосиф Зиас увидел фотографию головной вши, найденной в окаменелых останках гренландского эскимоса, жившего около 500 лет назал. Объединив усилия с энтомологом Костой Мумкуоглу, Зиас принялся исследовать образцы человеческих волос, найденных при археологических раскопках в Израиле. Поначалу поиски древних кровососов не приносили успеха, но когда ученые переключились на изу-ВОКРУГ

чение гребней, раскопанных археологами, дело пошло на лад: под луч электронного микроскопа попали ископаемые вши, паразитировавшие на человеке и тысячу, и пять тысяч, и даже девять тысяч лет назад. (Кстати, сами гребни — это отдельная тема. Многие из них, сделанные из самшита, слоновой кости или рога,— настоящие произведения искусства. «Они служили гораздо более эффективно, чем многие нынешние расчески»,— отметил Мумкуоглу.)

Возникает закономерный вопрос — а зачем они нужны вообще, эти доисторические вши? Современные — понятно: это забота медиков, санитаров, гигиенистов. Но при чем здесь антропология? Поясним: Зиаса интересовали не столько сами вши, сколько остатки человеческой крови внутри их. Если эту окаменелую кровь извлечь, то с помощью методов молекулярной биологии можно будет восстановить генетический материал людей, живших тысячи лет назад. Для науки такие образцы попросту бесценны, и вполне возможно, именно вошь будет претендовать на громкий титул: Хранительница Наследственности.

ИШАР И ГАНГАУР

Это не просто два имени. И не просто персонажи индийской мифологии. На протяжении многих столетий имена этой супружеской пары служат в Индии символами счастливой семейной жизни. А слово Гангаур стало названием веселого праздника, который отмечается практически повсеместно в Северной Индии, но особой популярностью пользуются торжества в городах Джайпур и Удайпур.

Гангаур начинается на пятнадцатый день после праздника Холи и проводится в честь богини Парвати, жены Шивы. Участницы церемонии — прежде всего молодые девушки в красочных одеяниях и с обязательными медными сосудами на головах — собираются в храме Гаури (это еще одно имя Парвати), чтобы совершить обряд купания богини, обильно украшенной цветами. В этот день у Парвати можно просить все что угодно, и желания с большой гарантией сбудутся. Девушки, разумеется, просят красивых и богатых женихов, замужние женщины — достатка и долгой жизни для всех членов семьи. Безусловное требование ко всем собравшимся— участие в пении и танцах. Причем существует поверье: если девушка поет и пляшет с недостаточным рвением, муж ей уготован непременно мрачный и ворчливый. Кульминация праздника — торжественная процессия, возглавляемая Шивой и Гаури: верховный бог, в сопровождении кара вана слонов и убранных роскошными попонами лошадей, ведет свою невесту к предназначенному для нее жилищу.

57