Вокруг света 1994-04, страница 14

Вокруг света 1994-04, страница 14

Юрий СУПРУНЕНКО,

кандидат географических наук

По дороге проешь • не поле переит

КОГДА ИСЧЕЗАЕТ ИНСТИНКТ СТРАХА

99 орога, кроме прочего, хороша /1 еще и тем, что поднимает на-/1 строение, особенно когда в II лицо тебе дует порывистый П ветер. А на степных просторах Донецкого кряжа ветру есть где разгуляться. Несешься под горку, крепко вцепившись в руль, - никаких посторонних мыслей, все внимание только на дорогу с ее бесконечными выбоинами, ухабинами да россыпями камней на асфальтовых заплатах. Набираешь скорость, аж свистит в ушах, но педаль выведена на тормоз - издалека не все разглядишь на асфальте. А это может быть и битое стекло, и куски покрышки, и раздавленная кошка или мертвая птица.

Больше всего попадается дохлых ворон. Думаю - не случайно. Сегодня животные, как и мы, люди, также переживают стрессы, им, как и нам, тоже свойственно нервничать и «терять голову». И виноваты во всем вредные выбросив атмосферу, изобилующие токсичными элементами, которые, нанося непоправимый ущерб окружающей среде, влекут за собой всевозможные микроклиматические перепады. А еще виноваты свалки и помойки, которым нет числа и где всякими отбросами кормятся в основном легкие на подъем птицы. А у птиц стрессовые состояния нередко выражаются в повышенной агрессивности. Наблюдались случаи, когда вороны пикировали на людей, но больше всего им, видимо, досаждают движущиеся предметы, которых вороны воспринимают как своих заклятых врагов. Правда, какие конкретно токсины приводят к такой враждебности, ученым еще только предстоит выяснить.

Однако среди вредоносных компонентов, которые можно назвать уже сейчас, пальма первенства, бесспорно, принадлежит диоксину. Это вещество числится среди самых опасных химических соединений, и тем не менее оно чаще всего встречается в промышленных отходах - на свалках и в стоках. А ведь это чистый яд, убивающий все живое. Даже крохотная его доза способна вывести из строя любой живой организм - внешне здоровое животное вдруг становится агрессивным, у него нарушается ориентация (вот почему оно так легко оказывается под колесами движущейся машины), повышается возбудимость. И сохраняется диоксин в природе сравнительно долго: период его полураспада в почве составляет 10 -12 лет.

Вороны, как известно, птицы всеядные, иной раз они даже пробуют на клюв соль с песком, не говоря уже про окурки. При такой неразборчивости любая зараза становится доступной. И птицы перестают бояться человека, у них притупляется инстинкт самосохранения, меняется стайное поведение.

Жертвами дорог нередко становятся и собаки - те, что живут и кормятся

на придорожных свалках и помойках, превращаясь в новый вид, некий волко-собачий гибрид, очень агрессивный и зачастую зараженный бешенством. Именно представители этой одичавшей «породы», гонимые слепой яростью, чаше всего гибнут от столкновения с машинами. У этой помеси, как утверждают ученые, снижен спасительный генетический запрограммированный инстинкт страха, а также напрочь отсутствует «блок выбраковки» из стаи ненормальных животных.

СКАЖИ МНЕ, ЧТО ТЫ ВЫБРАСЫВАЕШЬ, И Я СКАЖУ, КАК ТЫ ЖИВЕШЬ...

- Раниш усе було краше. И луна высоко свитыла, и зори булыясниши, и соловки техкалы...

Так вспоминала одна хозяюшка, стоя у колодца посреди села, каких в Луганской области множество.

Здесь, в придонбасских краях, с пыльным, затянутым дымами и гарью небом, «плохая экология» как нигде бросается в глаза. Да, и мы не каждый вечер видели звезды, и луна выказывалась на небо какая-то мутно-желтая, больше похожая на запеченный каравай.

Чтобы чем-то занять себя среди медленно проплывающих вдоль дороги полейилесных посадок, неотступно сопровождающих бесконечные линии электропередачи, наблюдаешь за обочиной. Не подкинет ли чего нерадивая цивилизация? Это - как длинный морской берег, куда волной прибивает все, что выбрасывает человек. Взгляд уныло пробегает по брошенным пустым пачкам сигарет, обрывкам покрышек и камер, кускам арматуры.

Постепенно велосипед обрастает своим «подобранным хозяйством». Руль увешивается всевозможными проволочками, веревками, резинками -может, и сгодится, ведь в дороге всякое случается. Но особенно радуют крупные находки: пластиковые пакеты, жестяные тарелки (в них очень удобно разогревать пищу во время коротких привалов), ножии прочий нужный инструмент. Или те же пустые бутылки, которые теперь не то что рубль, а добрую сотню купонов сберегут, а это почти буханка хлеба.

Сейчас время трудное, а потому и отходы сокращаются. Безотходная или малоотходная технология проникает всюду - от промышленности до быта. Появилась и современная поговорка: «Новое - это хорошо зашитое старое». Работает житеиская сметка -перешивается одежда, починяется изношенная обувь, да и продукты используются с максимально «полезным выходом». Вот и масляных пятен с радужными разводами, и бензиновых луж почти не видно на асфальте. Нынешняя дороговизна учит бережливости. Давно ведь подмечено, что трудные времена озлобляют немногих, большинство же крепчает душой и телом...

Вот и в сельском хозяйстве: удобрения подорожали, и продукция стала более чистой, экологически. Выходит, и впрямь нет худа без добра...

Глядя на старые покрышки, валяющиеся то на обочинах, то прямо на дорогах, иногда думаешь: да ведь это далеко не самый бросовый материал. Это как раз те самые отходы, которые легко превращаются в доходы. Так не лучше ли использовать их повторно? Они вполне могли бы найти себе применение в малой городской архитектуре - хотя бы в виде ограждений, бордюров или тех же клумб. Или опять вернуться на дороги: ведь из старых покрышек получается резиновая крошка, а это - строительный материал для любого шоссейного покрытия. Кроме того, вторсырье можно использовать для отопления котелен, экономя мазут. Кстати, подобная практика с успехом внедряется во многих западных странах.

Дефицит упаковочных материалов мы, похоже, когда-нибудь преодолеем. Но вот воспитаем ли в себе бережное, чистоплотное отношение к ландшафту, станет ли для нас окружающая природа предметом такой же заботы, как личная гигиена, - это еще вопрос. Вот ведь и сейчас: как бы плохо мы ни жили, как бы мало ни покупали, а все же на обочинах то тут, то там мелькают пустые коробки, пачки, оберточная бумага. По ним, пожалуй, можно сказать, что нынче завезли в сельпо - кукурузные палочки или сигареты «Прима». Вот так: скажи мне, что ты выбрасываешь, и я скажу, как ты живешь...

ГОРЬКИХ ТРАВ ЯДОВИТЫЙ БУКЕТ

Равнодушное отношение у местных властей к дороге, которая их кормит, связывает с внешним миром, дает возможность вывезти свою продукцию, оказывается, не самое страшное. В одном из придорожных ГАИ на республиканской трассе, где-то под Харьковом, нам рассказали о других, более насущных проблемах.

Известно, что на почве и растениях у дорог с интенсивным движением вместе с выхлопными газами оседают крайне токсичные вещества. Самые стойкие отравители - тяжелые металлы. По пищевым цепям они попадают в организм человека и вызывают серьезные заболевания. Особенно опасны выбросы свинца, которые образуются при сгорании этилированного бензина. А свинцовое отравление может привести к нарушению синтеза гемоглобина, болезням почек, осложнять развитие мозга у детей, вызывать судороги, коматозное состояние и даже смерть.

В отличие от нашего Содружества, в странах, где действуют жесткие правила и экологическим проблемам придается первостепенное значение, придорожное сено сжигается, а зольный остаток закапывается в могильники подобно радиоактивным отходам. А тут, что коровы, что овцы с козами - все пасутся прямо на обочине.

12