Вокруг света 1995-02, страница 8

путь на трех упряжках. Так его и заканчиваем. У Магнара все началось с неопреновых влагонепроницаемых носков. Он надевал их всего два дня, но ноги покрылись волдырями и, как результат — заражение крови.

Эта часть маршрута, до Кируны, оказалась довольно тяжелой: большей частью двигались по территориям национальных парков — гористый рельеф, глубокий, тающий снег...

Чем дальше на Север, чем дальше от цивилизации, тем более доброжелательны и гостеприимны люди. Один раз пришлось пересекать асфальтовое шоссе поблизости от деревни. Так хозяин местного ресторана пригнал свой бульдозер, чтобы насыпать снежную дорожку поперек шоссе.

Вскоре после этой приятной истории я обнаружил, что нарты Анитры буквально разваливаются на куски. Два предыдущих дня мы ехали по «стиральной доске» — скакали по жестким кочкам, и болты, крепящие нарты к полозьям, просто оторвало. Дай Бог, чтобы сани протянули еще день. Ситуация была критическая, и мы решили остановиться в ближайшем населенном пункте для ремонта. Первыми нам встретились пилот и механик вертолета, два брата. И уже через полчаса мы творили капитальный «авиаци-онно-саночный» ремонт. Как водится у полярных летчиков, просто так нас не отпустили, а накормили вкусным ужином — жареной олениной.

Пересекли Полярный круг — наконец-то пришли в Арктику. Улучшилась погода, после оттепелей ударили морозы под минус 15, и светит солнце. Видно, Росгидромет устал ждать нашего прихода в Россию и начал нам помогать уже сейчас, посылая хорошую по-году.

Идем медленно, боясь сбиться с пути. Подолгу ориентируемся. Рельеф: 2 часа вверх — 20 минут вниз — 3 часа по озеру и так далее. Как по кругу. Каждый спуск — новые приключения. То Геер перевернется, то я, то Ланни. Но серьезных аварий, к счастью, больше не повторялось. Больше времени стали работать с собаками Мой ведущий пес Гидео неожиданно расхулиганился и стал вытворять, что ему в голову взбредет. Однажды развернул всю упряжку на 180 градусов, и я оказался под нартами, только по чистой случайности меня не подцепил снежный якорь, который волочился с другой стороны саней. Через два дня Гидео окончательно оконфузился, за что и был мною разжалован в радовые собаки — теперь, печальный, плетется в конце упряжки.

Несколько дней шли к востоку от знаменитого скандинавского национального парка Сарек — это высшая точка Скандинавии. Разноцветные, в солнечном сиянии ледяные и снежные горы, скалы. Становится ясно, почему местные саамы приносили в этих местах жертвоприношения своим богам.

Как-то, забравшись высоко в горы, попали в чудовищный туман. Наверное, если я скажу, что видимость была 20 метров, то это будет «с запасом». Полнейшее молоко вокруг!

Последние дни ночевки свои устраиваем на озерах. Вкручиваем в лед крючья и крепим веревки для собак. Вода все время под рукой - прорубил прорубь — и нет проблем. Перестали пользоваться палаткой. Натягиваем полог от нарт и спим под ним.

Вплоть до Кируны ехали по старому Кун-гслегену — «Королевскому пути» — исторической дороге, соединяющей север и юг Скандинавии, вдоль нее до сих пор сохранились старинные камни с надписями.

После Кируны, шведского города, где мы простояли два дня, в наших упряжках по 18 собак. С удивлением думаю: как это я когда-то считал 14 собак неуправляемой, огромной оравой? Детские забавы! Но, конечно, если бы пришлось вести 18 собак через горы, то само существование нарт было бы поставлено под бо-о-о-ольшой вопрос!

От Кируны мы резко повернули на восток. Абсолютно изменился рельеф и природа: теперь идем по совершенно плоской местности, поросшей елками. Днем все тает, вечером хорошенько подмораживает. Стоит великолепная солнечная весенняя погода. Она была бы еще великолепнее, если бы нас не страшило, что сойдет снег.

Поступила информация, что снег на нашем пути через Финляндию тает, и наше движение на собаках — под вопросом. Приняли решение во избежание риска разделиться и отправить Геера с Исао от финской границы на велосипедах. Что бы ни случилось, Олимпийское Экологическое послание должно пройти весь путь до Японии «чисто», без мотора

Так на шведско-финской границе расстались с друзьями. Но ненадолго. Чувствуется легкая грусть, все понимают, что окончание маршрута на собаках — это вопрос нескольких дней.

...Пересекли забор для оленей, и, только очутившись на каком-то хуторе, осознали, что уже пару часов едем по Финляндии, и тот забор — одновременно и граница. Начали шутить по этому поводу и тут, неожиданно, меня — как громом среди ясного неба — стукнуло: ведь мне, как русскому человеку, необходимо иметь финскую, как, впрочем, и шведскую, визу. Итак, выходит, 55 дней я был полнейшим нелегалом в двух скандинавских странах! Чего-то больше мне смеяться не хотелось.

В городишке Энантикю в Финляндии закончилось наше путешествие на собаках: за два месяца мы прошли на нартах 1700 километров.

Переехали в Ивало. Отсюда до российской границы — 90 километров. Несколько дней, проведенных в Ивало, полностью ушли на возню со снаряжением, отправляемым в летний лагерь, который мы решили устроить в поселке Ловозеро. Обсуждали план работы на лето и осень, делали выводы по первой части маршрута, просчитывали следующую часть по Российской Арктике.

Покинули Ивало 28 апреля уже на велосипедах: что делать, есть обстоятельства сильнее нас, и погода к таковым относится Но идею полностью сохранили, и теперь капсула с олимпийским Экологическим посланием едет в моей напоясной сумке.

За 4 часа «провелосипедили» 90 километров и к 12 часам уже пересекли российскую границу. Здесь нас встречали при полном параде представители мурманских пограничников, администрации, областного спорткомитета, наши первые и пока единственные на российской земле спонсоры — компания «Северная звезда», конечно, координатор экспедиции Елена Бурова и журналисты. Нам преподнесли традиционные хлеб-соль и цветы для Анитры. Теплые слова, объятия, первые интервью для российской прессы и обязательное прохождение таможенных процедур и оформление документов.

За следующие три дня мы проделали путь в 250 километров до Мурманска на велосипедах и, конечно, российские дороги от души нас поприветствовали: под конец на каждого из нас приходилось по одному больному колену и нескольким специфическим мозолям, неминуемо грозящие отвыкшим с детства от сидения верхом на велосипедах. Дело дошло до того, что последний день путешествия я и Исао крутили педали стоя, не рискуя опуститься на седло.

1 мая мы финишировали. Все! Первый этап маршрута позади. 64 дня и 2300 километров трудностей, холода и радостей преодоления самих себя. Осталась только одна мысль: мы выполнили задачу, и капсула с олимпийским посланием прибыла в Россию своим ходом, ни метра на моторе!

Вся наша жизнь в Мурманске взята под опеку «Северной звездой». Ее молодые бизнесмены думают о будущем, связывая его с развитием Кольского полуострова, в том числе и туризма в широком понимании этого слова. Они разместили нас в своем отеле Это бывшая партийная дача, построенная к приезду Никиты Хрущева, на которой останавливались Фидель Кастро, Михаил Горбачев, Борис Ельцин, ну, а теперь вот и наша интернациональная команда. О чем и записано в гостевой книге.

С окончанием первой части экспедиции и приходом на российскую землю закончилась моя безмятежная жизнь просто путешественника. Теперь я вступаю в права соруко-водителя экспедиции и ее организатора в России: плавание в августе на парусной шлюпке от Мурманска до Салехарда, чтобы наверстать упущенное время, и старт из Салехарда в ноябре.

Из Мурманска мы стали разъезжаться по домам: Геер, Ланни, Анитра — в Норвегию и США, я и Исао — в Москву, Магнар же остался на боевом посту в Ловозеро с нашим четвероногим войском..

Вот теперь уж точно промежуточный финиш, до августа...